Наша библиотека

16.09.2020

Без сплочения коммунистов широкий Народный фронт невозможен

ермины «Народный фронт», «широкий Народный фронт» были широко введены в политическую лексику Коммунистическим Интернационалом в середине 1930-х годов. Но идея широкого народного фронта появилась значительно раньше. Народный фронт стартовал в «Манифесте Коммунистической партии». Во-первых, родоначальники научного коммунизма указали в качестве основы широкого народного фронта единство рабочего класса. Во-вторых, условием пролетарского единства они считали единство коммунистического движения как на международном, так и на национальном уровне.

МАРКС И ЭНГЕЛЬС исходили из того, что: 1) большинство рабочих и их организаций осознают, что пролетариат является классом, полярным буржуазии, что они — антагонисты; 2) задача пролетариата как класса может быть одна — его развитие и полное освобождение из-под гнёта капитала; 3) конечная цель его борьбы — ликвидация классов, то есть построение коммунистического общества.

Отсюда следует, что прежде всего необходима организация рабочего класса, формирование у него классового пролетарского сознания. Поэтому Устав созданного в 1864 году Первого Интернационала, написанный Марксом, рекомендовал сохранять имеющиеся рабочие организации. Но их для ликвидации эксплуатации человека человеком недостаточно, поэтому целесообразно организовывать классовые политические партии антибуржуазной направленности. Надо заметить, что пункт, предусматривавший создание рабочих партий, способных вести эффективную борьбу против капитала, был дополнительно включён в этот документ в 1871 году, когда опыт Парижской коммуны подтвердил: осознание пролетариатом своих классовых интересов достигло такого уровня, что рабочие становятся сторонниками пролетарского социализма. Политические партии рассматривались как инструмент «для того, чтобы обеспечить победу социалистической революции».

Второй Интернационал и входящие в него партии оказались не способными решить эту задачу. Требовалось объединение, строго базирующееся на революционном марксизме, развиваемом с учётом империалистической стадии капитализма. Опираясь на ленинские идеи, «Платформа Коммунистического Интернационала», принятая его I конгрессом в марте 1919 года, чётко раскрыла причины краха социал-демократизма: «Буржуазия наиболее богатых стран получила возможность… подкупить и соблазнить верхи рабочего класса — рабочую аристократию.

Мелкобуржуазные «попутчики» социализма хлынули в ряды официальных социал-демократических партий и постепенно изменили курс их политики в сторону буржуазии. Из руководителей мирного парламентского рабочего движения, вождей профессиональных союзов, секретарей, редакторов и служащих социал-демократии образовалась целая каста рабочей бюрократии, обладавшая собственными своекорыстными групповыми интересами и ставшая в действительности враждебной социализму».

Думается, нам, коммунистам, сегодня следует проявлять наибольшую бдительность, чтобы не допустить именно те пороки, которые однажды уже привели к краху мирового социалистического движения. Что касается ориентиров борьбы, то они точно сформулированы В.И. Лениным в его тезисах ко II конгрессу Коминтерна: «Увлечь и повести за революционным авангардом пролетариата, его коммунистической партией, не только весь пролетариат или подавляющее, огромное большинство его, но и всю массу трудящихся и эксплуатируемых капиталом; просветить, организовать, воспитать, дисциплинировать их в самом ходе беззаветно смелой и беспощадно твёрдой борьбы против эксплуататоров; вырвать это подавляющее большинство населения во всех капиталистических странах из зависимости от буржуазии, внушить ему на практическом опыте доверие к руководящей роли пролетариата и его революционного авангарда».

Ленин понимал, что социал-шовинизм вождей Второго Интернационала, согласие меньшевиков и эсеров войти заднескамеечниками в буржуазное Временное правительство, а потом многим из них воевать в белой армии против Советской власти вызвали недоверие к социалистам. Мы знаем тяжесть груза подобного недоверия, так как до сих пор слышим попрёки в том, что горбачёвское руководство КПСС привело страну к реставрации капитализма, а партия не защитила ни социализм, ни Советскую власть. В.И. Ленин твёрдо настаивал в докладе на II конгрессе Коминтерна: «Надо «доказать» теперь практикой революционных партий, что у них достаточно сознательности, организованности, связи с эксплуатируемыми массами, решимости, уменья, чтобы использовать этот кризис для успешной, для победоносной революции».

А доказывать нам предстоит по многим направлениям. Пожалуй, первое из них: постоянно помнить о цене даваемых обязательств; когда каждое слово, произносимое от имени партии, подкрепляется делом, то доверие прирастает с каждым таким словом. Но оно развеивается в дым, когда слово оказывается пустышкой, когда обилие слов выстраивается в пустозвонство…

Второе направление: Коминтерн требовал тесной связи коммунистов с массами. У нас есть обязательства наследников, которые наша партия приняла и зафиксировала в своей Программе: «КПРФ ведёт свою родословную от РСДРП — РСДРП(б) — ВКП(б) — КПСС — КП РСФСР». И в этой родословной РКП(Б) и ВКП(б) — наиболее героические этапы нашей большой партийной истории — были секциями Коммунистического Интернационала. Это тоже непозволительно забывать. Ни КПРФ, СКП—КПСС, ни другим звеньям «коммунистической многопартийности».

Обратимся ещё раз к документам Коммунистического Интернационала, где найдём чрезвычайно актуальные положения для строительства широкого Народного фронта. Коминтерн последовательно проводил через все этапы своей деятельности принцип: лишь единство рабочего класса может обеспечить более широкий фронт борьбы с капиталом в любой его ипостаси — от фашистской до псевдодемократической. В главной резолюции конгресса — «О роли коммунистической партии в пролетарской революции» записано: «Коммунистический Интернационал не откажется от сотрудничества с каждой беспартийной рабочей организацией, если она пожелает вести серьёзную революционную борьбу против буржуазии».

А далее следует строгое указание на основную предпосылку, главное условие, которое только и способно обеспечить единство рабочего класса:

«Коммунистический Интернационал… всегда будет указывать пролетариям всего мира на следующее:

— Коммунистическая партия есть главное орудие освобождения рабочего класса. В каждой стране у нас теперь должны быть уже не группы и течения, а коммунистическая партия.

— В каждой стране у нас теперь должна существовать только одна единая коммунистическая партия.

— В каждом непартийном учреждении должна существовать партийная коммунистическая ячейка, строжайше подчинённая партии в целом.

Думаю, не найдётся коммуниста, верного ленинским установкам и заветам, который бы не согласился с главным выводом Коминтерна: без единства коммунистов широкий Народный фронт невозможен.

Обратная связь