Наша библиотека

16.10.2020

Политехнический останется без экспонатов

Уже год «Правда» ведёт с читателями разговор о неприлично затянувшейся реконструкции Политехнического музея, а фактически — о судьбе этого уникального учреждения культуры. Недавно в редакции нашей газеты оказались документы, которые раскрывают истинный характер этой пресловутой реконструкции. Фактически они ещё раз подтверждают сущность современного российского государственного и общественного устройства.

Предписания министру

от гендиректора «Политеха»

Самым примечательным из этих документов является письмо генерального директора «Политеха» Ю.В. Шахновской министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой. Оно заслуживает того, чтобы привести его полностью (с сохранением орфографии и пунктуации):

«Уважаемая Ольга Борисовна!

По решению президента Российской Федерации (поручение от 30.04.2010 № Пр 1171) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №665 «О развитии федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Политехнический музей» начат процесс масштабной реконструкции здания Политехнического музея (далее — Музей) и создания на его базе музея науки мирового уровня.

Утверждённая дорожная карта реконструкции предполагала перемещение 240 тысяч единиц хранения, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, в специально оборудованное хранилище. Были проработаны два варианта размещения — строительство нового здания и долгосрочная аренда помещений. По решению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова и Правительства Москвы были предоставлены площади для долгосрочной аренды АО «Технополис «Москва» (далее «Технополис»). Министерством культуры Российской Федерации была выделена Музею целевая субсидия (350 млн рублей) на организацию перемещения Музейного фонда Российской Федерации, также были инвестированы средства федерального бюджета (260 млн рублей) в оснащение хранилища (20058 кв. м) на территории Технополиса необходимым оборудованием.

В соответствии с концепцией Музея, утверждённой Министерством культуры Российской Федерации (приказ от 28.04.2011 №417), функциональное зонирование главного здания Музея не предусматривает размещение в нём коллекции и библиотеки Музея. В 2019 году на заседании Попечительского совета Музея Мэром Москвы С.С. Собяниным принято решение о долгосрочном размещении коллекции и библиотеки Музея в Технополисе на безвозмездной основе при условии запуска на базе «Открытой коллекции» Музея комьюнити-центра для жителей районов Кузьминки и Текстильщики. Политехническим музеем запущена в пилотном режиме публичная деятельность комьюнити-центра на существующих площадках. Однако до настоящего момента механизм реализации решения Мэра Москвы не был найден и по независящим от Музея причинам реализован не был.

В 2020 году руководство Технопарка и его стратегия развития изменились, в связи с чем новое руководство просит Музей освободить занимаемые им площади в максимально короткий срок. Технополисом было подано исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы об обязании Музея освободить занимаемые нежилые помещения, которое было принято к производству согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2020 по делу №А40-140450/20-41-1103 (прилагается).

По причине предполагавшейся долгосрочности размещения Музейного фонда Российской Федерации на территории АО «Технополис «Москва» Музей не осуществлял поиск и подбор нового помещения. По предварительным оценкам для нахождения такого помещения, заключения договора и оснащения его всем необходимым оборудованием потребуется не менее 12 месяцев и около 402 млн рублей, кроме того процесс подготовки и перемещения Музейного фонда Российской Федерации на новую площадку займёт не менее 18 месяцев, его стоимость составит около 541 млн рублей.

В настоящий момент Политехнический музей не имеет финансовых и административных ресурсов для решения вопроса дальнейшего размещения Музейного фонда Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пп. 5.4.1. постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» Министерство культуры Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным учреждениям, также ст. 18 Федерального закона от 26.05.2020 №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление государственным музеям.

Учитывая, что обеспечение сохранности Музейного фонда Российской Федерации входит в полномочия Министерства культуры Российской Федерации, обращаемся к Вам, уважаемая Ольга Борисовна, с просьбой предпринять необходимые меры для решения вопроса размещения Музейного фонда Российской Федерации Политехнического музея и обратиться к Мэру Москвы С.С. Собянину с возможностью реализовать решение о долгосрочном размещении на безвозмездной основе на территории АО «Технополис «Москва» или предоставить иные площади для перемещения фонда и соответствующее целевое финансирование.

Приложение по тексту на 2 л., в 1 экз.

Генеральный директор

Ю.В. Шахновская».

Из этого письма, бесспорно, вытекает лишь одно: Юлия Васильевна Шахновская в своей реляции министру не только в достаточно суровой форме напоминает адресату, что в его обязанности входит забота о сохранности Музейного фонда Российской Федерации, в том числе той его части, которую государство доверило учреждению, возглавляемому автором письма, но и предписывает, к кому обратиться, чтобы найти в столице для хранения оставшихся бездомными уникальной музейной коллекции и богатейшей научно-технической библиотеки. Шахновскую заставило взяться за письмо министру полученное руководством музея определение Арбитражного суда города Москвы о принятии им к производству искового заявления АО «Технополис «Москва» к Политехническому музею о «взыскании 5 миллионов 155 тысяч 852 рублей и обязании освободить нежилое помещение». Рассмотрение арбитражного дела назначено на 9 ноября этого года.

Можно вроде бы посочувствовать директору музея: человек попал в трудное положение. А если не попал, а участвовал в его создании? Ведь в письме министру культуры РФ Любимовой Шахновская признаёт, что решение о безвозмездном размещении коллекции и библиотеки было поддержано руководством столицы при условии «запуска на базе «Открытой коллекции» Музея комьюнити-центра для жителей районов Кузьминки и Текстильщики». Но музейное начальство этой договорённости не выполнило, разумея, видно, что оно уже избавило себя от каких-либо забот о музейной коллекции и библиотеке. В письме, правда, нынешний гендиректор «Политеха» уверяет, что для неисполнения обязательств якобы были некие причины.

Но у Шахновской концы с концами не сходятся. За 4 месяца до обращения к министру её команда готовила ответ на депутатский запрос, который был направлен из Государственной думы РФ в министерство культуры РФ парламентарием-коммунистом Д.А. Парфёновым. Исполнявший из-за «временной нетрудоспособности» О.Б. Любимовой обязанности министра С.Г. Обрывалин начал свой ответ следующим образом: «ФГБУК «Политехнический музей» (далее — Музей) предоставил в Минкультуры России следующую информацию по вопросам реализации концепции преобразования Музея…», то есть депутат фактически получил ответ на свои вопросы из учреждения, возглавляемого Ю.В. Шахновской.

На вопрос: «Как предполагается вовлекать музейные коллекции в просветительские, образовательные и воспитательные процессы в деятельности музея?» — вот что сообщалось: «В 2014 году (то есть ещё 6 лет назад! — В.Т.) на территории Открытой экономической зоны «Технополис «Москва» запущен проект «Открытая коллекция», в рамках которого представлена коллекция Музея — более 230 тысяч музейных экспонатов, а также библиотека — 3,5 миллиона экземпляров. Данный проект функционирует в режиме открытого хранения и был доступен для посещения до введения на территории Российской Федерации карантинных ограничений. На площадке «Открытой коллекции» реализованы многочисленные образовательные и просветительные программы для детей и взрослых, конференции и мастер-классы, специальные проекты в рамках общегородских акций («Ночь в музее», «Библионочь» и др.). Проведён ряд выставок, в т.ч. при участии партнёров Музея, организована работа реставрационных мастерских».

Какая благодать! Сплошные достижения и новаторство. А на деле — невыполнение ключевых обязательств музея перед Технополисом, огромная, нерациональная трата государственных средств прежде всего по этой причине. Юлия Васильевна Шахновская хорошо сформулировала условия простенькой арифметической, но совсем не простой финансовой задачи. Даны слагаемые: расходы на организацию перемещения музейных ценностей в Технополис (350 млн рублей) и затраты на оснащение хранилища необходимым оборудованием (260 млн рублей). Вопрос: чему равна сумма уже израсходованных бюджетных средств? Ответ: 610 миллионам рублей. Но она может возрасти ещё более чем на 5 миллионов. Плюс к тому необходимость новых государственных средств на поиск и освоение нового места хранения уникальной библиотеки и 240 тысяч (!) артефактов. Шахновская рекомендует министерству культуры РФ израсходовать из федерального бюджета на эти операции 402 млн рублей + 541 млн рублей = 943 млн рублей.

Так открылись и гнусная ложь, и чёрная правда

Стоп! А почему надо искать новое хранилище и деньги на его оснащение? Ведь на это, по расчётам нынешнего гендиректора «Политеха», потребуется (внимание!) 30 (тридцать!) месяцев. Может быть, это всё страшилки, адресованные только О.Б. Любимовой, работающей в должности министра, как говорится, без году неделю?

Депутату Д.А. Парфёнову на вопрос: «Когда предполагается полностью открыть экспозиционные залы и библиотеку Музея в его историческом здании на Новой площади?» — министерством культуры РФ со ссылкой на нынешнее руководство Политехнического музея был дан следующий ответ: «12.12.2019 г. председатель Попечительского совета И.И. Шувалов и Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский объявили, что Музей будет открыт 12.12.2020 г.». Итак, ссылаясь на известных персон, первый заместитель федерального министра культуры С.Г. Обрывалин, к тому же в то время находившийся временно во главе министерства, сообщал, что до открытия Политехнического музея на его исконном, историческом месте остаётся не два с половиной года, а лишь несколько месяцев. Выходит, и замечательную библиотеку, и почти четверть миллиона экспонатов можно будет вернуть на их «намоленные места». Какая замечательная перспектива! Какое естественное решение возникших проблем!

Увы, всё это не так. Ответ министерства культуры на официальный депутатский запрос думца был заурядным обманом. Кстати, и официальное руководство «Политеха», и председатель Попечительского совета, и вдохновитель размузеивания Политехнического (а им, как неоднократно указывали на страницах «Правды» неравнодушные защитники этого всемирно известного музея, является А.Б. Чубайс, для которого разрушение национального достояния России стало не столько хобби, сколько смыслом жизни) всегда начинали юлить и изворачиваться, когда им задавался вопрос: «Каким будет Политехнический музей после реконструкции?»

И вот мы находим ответ в приведённом выше письме генерального директора «Политеха» Ю.В. Шахновской на имя министра культуры РФ О.Б. Любимовой. Читайте:

«В соответствии с концепцией музея, утверждённой Министерством культуры Российской Федерации (приказ от 28.04.2011 №417) функциональное зонирование Главного здания Музея не преду-сматривает размещение в нём коллекции и библиотеки Музея».

Заметьте: не отдельных экспонатов, а всей коллекции! Девять лет столичную общественность, научное сообщество Российской Федерации, всех москвичей, всю страну обманывали, водили за нос захватчики Политехнического музея. Их поддерживали и покрывали правительственные чиновники. Можно сделать вывод, что совершено ненадлежащее расходование государственных средств в крупном размере. «Герои» этого события по должностям и даже по фамилиям названы в письме г-жи Шахновской г-же Любимовой. Остаётся лишь выяснить, точно ли передаётся содержание документов или оно искажается.

Заявление Ю.В. Шахновской о том, что «процесс масштабной реконструкции здания Политехнического музея… и создания на его базе музея науки мирового уровня» начался по решению президента РФ Д.А. Медведева (поручение от 30 апреля 2010 года), неточно в том отношении, что в это время не было заморской концепции реконструкции Политехнического музея, в соответствии с которой он сегодня разрушается. Базой для поручения была концепция, разработанная коллективом музея под руководством его генерального директора, заслуженного деятеля науки и техники профессора Г.Г. Григоряна. Об этом свидетельствует и письмо Григоряна начальнику управления культуры правительства РФ от 10 мая 2010 года, в котором для подготавливаемых материалов к заседанию правительства излагается суть этой концепции:

«В коротком изложении суть концепции такова:

Реконструктивно-реставрационные работы, проведённые на историческом здании с прозрачным перекрытием его внутренних дворов, позволят создать: условия для реализации современных и перспективных музейных технологий, для высокой культуры обслуживания посетителей, для высокого уровня безопасности здания, посетителей, хранимых фондов и имущества;

В этом здании должна быть создана система экспозиций мировоззренческого смысла, посвящённая многим аспектам техники как явления земной цивилизации; должна быть создана система выставочно-презентационных залов для демонстрации, презентации и обсуждения новейших достижений технологий; должен быть создан информационный центр по истории техники и инновациям; должны работать залы для конференций, аудитории для занятий, традиционные для МУЗЕЯ научно-учебные лаборатории, должна продолжить свою жизнь знаменитая Большая Аудитория Политехнического;

За пределами центра МОСКВЫ должна быть создана база развития МУЗЕЯ: хранилище с системой презентации открытых фондов различных коллекций, реставрационно-производственная база МУЗЕЯ».

Не было никакой другой концепции и в сентябре 2010 года, когда вопрос о Политехническом музее рассматривало правительство. Но в возглавляемой Чубайсом корпорации «Роснано» уже был создан… фонд содействия Политехническому музею, целью которого провозглашалось… возрождение музея. Правительство признало разработку музейщиков, представленную Г.Г. Григоряном, методической основой окончательной разработки концепции реконструкции, но при этом расширило полномочия Попечительского совета и обновило его состав. Председателем был утверждён первый заместитель председателя правительства РФ И.И. Шувалов, а его первым заместителем стал… А.Б. Чубайс. Вскоре был объявлен конкурс на разработку концепции реконструкции Политехнического музея. В нём было одно примечательное условие: отечественные коллективы к конкурсу не допускались.

В письме О.Б. Любимовой Ю.В. Шахновская раскрывает то, что держалось в тайне: «Утверждённая дорожная карта реконструкции предполагала перемещение 240 тысяч единиц хранения, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, в специально оборудованное помещение». Но это весьма напоминает акт по узаконению рэкета. Дело в том, что по замыслу создателей Политехнического музея, по практике существования этого уникального учреждения здание разрабатывалось архитекторами как музейный комплекс, как неотъемлемая часть Политехнического музея. Оставить это здание без почти четверти миллиона экспонатов — значит «размузеить» Политехнический. Кстати, под руководством Шахновской этот акт по сути уже получил формальное закрепление. У гендиректора нет права переименовать само учреждение, но есть право и возможность сменить его логотип. И это сделано: слово «музей» из сегодняшнего логотипа изъято.

Перед размузейщиками Политехнического возникла дилемма: для выброшенных из музея артефактов и одной из крупнейших в стране научно-технических библиотек строить новое специально оборудованное хранилище или арендовать помещения для складирования книг и экспонатов? В первом случае российский музей научно-технических достижений, пусть и оскоплённый, секвестрованный, мог быть всё-таки сохранён, мог снова стать магнитом для любознательных. Второй вариант означал по сути ликвидацию отечественного музея науки и техники. В приведённом выше письме г-жа Шахновская сообщает: «По решению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова и Правительства Москвы Музею были предоставлены площади для долгосрочной аренды».

Акт размузеивания налицо. Кстати, может быть, не было реализовано решение столичного мэра об открытии комьюнити-центра для жителей московских районов Кузьминки и Текстильщики из-за особого взгляда на нашу историю у верховодов размузеивания Политехнического?

Позиция министерства культуры РФ тоже укладывается в подобную линию. На письмо гендиректора «Политеха» ответ написала врио директора департамента музеев и внешних связей минкультуры РФ Н.В. Чечель. Она уведомила подопечное учреждение, что в министерстве «принято решение о перемещении вышеуказанных коллекций» в г. Подольск. Помещения там пригодны «для хранения (выделено мной. — В.Т.) музейных коллекций». О какой-либо их демонстрации министерство не заикается.

Снова перечитываю ответ министерства культуры РФ на запрос депутата Государственной думы Д.А. Парфёнова. В «Правде» за 20 августа 2020 года он был оценен как отписка. Сегодня, когда мы знаем о письме нынешнего генерального директора «Политеха» Ю.В. Шахновской министру культуры РФ О.Б. Любимовой и сопутствующие реляции, приходится признавать, что тогда мы завысили оценку ответа депутату, который подписал врио министра С.Г. Обрывалин. Отписка характеризуется своей бессодержательностью. А здесь содержание налицо: ложь.

Депутат спрашивал: «Проводился ли экспертный анализ проекта среди специалистов музейного дела, научно-инженерной, образовательной и культурной деятельности и имеются ли соответствующие протоколы?» Ему отвечают: «04.02.2011 г. по итогам общественного обсуждения в музее проект Концепции был одобрен специалистами ведущих музейных и научных учреждений (Гос. Третьяковская галерея, Гос. Исторический музей, МГУ им. М. Ломоносова, Гос. Дарвиновский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также экспертами Инновационного парка «Сколково». Кстати, депутат просил направить в установленном порядке копии документов, касающиеся преобразования Политехнического музея. Ишь чего захотел, тогда ведь врать-то будет трудно. А в этой части ответа враньё налицо.

Напомним, что по просьбе тогдашнего министра культуры Авдеева концепция компании Event Communications (Великобритания) была направлена во Всероссийский союз музеев. Его председатель, директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Пиотровский указал на то, что присланный из Глазго документ трудно назвать концепцией. Зато ему присуще «высокомерное пренебрежение к традициям российского музейного дела, к 140-летней истории Политехнического музея, к истории российской инженерной мысли, а заодно и к реалиям современной общественной, культурной, научной и университетской жизни столицы России».

Негативный отзыв прислал и президент Международного и Российского союзов научно-инженерных обществ академик РАН Гуляев. В рецензии Инженерной академии наук концепция английской фирмы была названа «проектом доходного дома науки». С отрицательными отзывами, направленными в ответ на запрос министра, согласны десятки учёных и специалистов, чьи отзывы опубликованы в «Правде». Умалчивание об этих оценках — это самая настоящая фальсификация общественного мнения.

А при чём тут РСПП?

Ответ в целом поражает наглостью и цинизмом. Достаточно посмотреть, на чьё мнение прежде всего ссылается министерство: «Проект Концепции был рассмотрен на расширенном заседании комитета по инновационной политике… Российского союза Промышленников и Предпринимателей (напоминаю: редакция сохраняет орфографию и пунктуацию в том виде, в каком она наличествует в «первоисточниках». — В.Т.) 21.09.2010 г. и поддержан его членами (тема заседания: «Концепция развития Политехнического музея в свете мировых тенденций музейной практики. Эффективное взаимодействие государства, бизнеса и культуры в развитии музейного дела»)».

Сразу вспомнился Владимир Маяковский: у него в «Прозаседавшихся» его «герои» обсуждали вопросы объединения Театрального общества (Тео) и главного управления коневодства (Гукон). И всё же ёрническая тональность здесь ни к месту. Здесь вообще не до зубоскальства.

Заседание в РСПП состоялось менее чем через три недели после заседания правительства. Первая часть повестки дня в политбюро крупного капитала дословно повторяет один из вопросов повестки дня правительства, а вторая часть чётко указывает, что бизнес горячо заинтересован во влиянии на государственную политику в области культуры, в том числе музейного дела.

Итак, Российский союз промышленников и предпринимателей рассматривал вопрос о векторе реконструкции Политехнического музея как сугубо политический. И после заседания не правительства РФ, а комитета по инновационной политике РСПП был объявлен международный конкурс на разработку новой концепции Политехнического музея, которая должна быть реализована благодаря решению Кремля и российского «Белого дома» о ремонте исторического здания музея. Напомню: конкурса, исключавшего участие в нём отечественных творческих коллективов.

Итогом конкурса стала концепция реконструкции Политехнического музея, которая исключала возвращение в главное здание музея практически всех его экспонатов, представлявших собой овеществлённую летопись отечественных технологий и научно-технических достижений. Её подписал министр Авдеев. Политическая установка РСПП была реализована по максимуму. Потому-то в ответе депутату Государственной думы министерством культуры РФ так выпукло подчёркнута роль рассмотрения в РСПП концепции «развития» Политехнического музея: и те, кто реально писал ответ, и тот, кто подписывал его, хорошо знают истинных правителей сегодняшней России.

Чем мешал политическим верховодам «нашего» бизнеса Политехнический музей? Видно, тем, что он убедительно доказывал: в каждом его экспонате опредмечен человек труда. Он славил не только труд ума, но и талант рабочих рук. Поэтому он, воспевавший труд и труженика, приговорён к казни. Политехнический музей уничтожается так же, как Музей В.И. Ленина на Красной площади, музей Октябрьской революции и многочисленные памятники народному созиданию и революционерам-созидателям. Для Чубайсов, Шуваловых и их подельников это всё тот же «гроб коммунизма», в который они в промежутках между набиванием своих карманов и банковских счётов без конца забивают гвозди. Но не в состоянии забить: им страшно, что они — всего лишь временщики.

Обратная связь