Наша библиотека

09.10.2018

Личный архив Сталина

ЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ВЫСТАВКИ было не воссоздать образ вождя, а показать многообразие архивного фонда Сталина. Но после осмотра представленных документов становится очевидным, что одно от другого неотделимо. Личность Сталина прослеживается в каждой резолюции, в каждом автографе, в пометках красным карандашом на полях.

Подавляющее большинство экспонируемых в выставочном зале документов «живьём» представлено впервые. Это немаловажно: несмотря на то, что фонд Сталина уже оцифрован и несколько лет как доступен онлайн, увидеть подлинные материалы, чёрно-белые фотографии и пожелтевшие страницы документов — это действительно редкая возможность.

«В этом году товарищ Сталин отметил бы свой 140-летний юбилей. Фигура Сталина заместила в общественном российском сознании тему социального выбора, совершённого российским обществом в ноябре 1917 года. Этот выбор предопределил развёртывание полномасштабной Гражданской войны сто лет назад. Мы считаем, что архив в состоянии сыграть роль доктора исторической памяти. Я надеюсь, что с помощью подобных выставок мы будем принуждать российское общественное сознание, наконец, отказаться от производных интерпретаций исторического прошлого, начать работать с архивными документами», — отметил на открытии выставки директор РГАСПИ Андрей Сорокин.

Именно РГАСПИ в наши дни является главным хранителем фонда Сталина. Сбор документов начался ещё в 1930-х годах, тогда к этой работе были привлечены сотрудники Центрального партийного архива Института Маркса, Энгельса, Ленина. Так начала формироваться богатейшая коллекция документов. Все материалы, связанные с личностью Сталина, передавались в фонды будущего РГАСПИ. Эта работа шла до и после войны, последнее крупное поступление было датировано 1977 годом, а уже в новейшей истории архиву была передана так называемая 11-я опись — все документы, которые сохранились в Особом секторе ЦК КПСС, то есть архив, который собирали лично Сталин и его секретарь Поскрёбышев.

Прошения 15-летнего Иосифа Джугашвили на имя ректора Тифлисской духовной семинарии о допуске его к поверочным испытаниям для зачисления в семинарию, прошение о зачислении его на казённый счёт в связи с тем, что мать больна и не может внести оставшуюся плату за обучение, а также первые политические документы Сталина с момента вступления в РСДРП — заявления, прокламации, листовки за конец 1919-го и начало 1920 года… Есть также совсем редкие архивные источники.

«Мало кто знает, что после того, как он ушёл из семинарии, он работал в Тифлисской физической обсерватории и вёл записи метеонаблюдений, — здесь представлен журнал записи метеонаблюдений и как раз открыт на листе, который заполнял Сталин», — рассказала куратор выставки Наталья Кириллова.

«Согласно мифологии, мы знаем о Сталине всё. А вот согласно реальным фактам, когда начинаешь соскребать эту мифологию, оказывается, что не так много. Например, неизвестна дата рождения Сталина, я уже не говорю о дне смерти — здесь тоже огромное число мифов», — отметил в ходе осмотра экспозиции сенатор Владимир Лукин.

Некоторые из этих мифов представленные в экспозиции документы развенчивают, на одном из стендов, например, фотокопия листа из метрической книги Успенского собора города Гори, где родился Сталин, с настоящей датой рождения — это не 1879 год, как привыкли считать многие, а 1878-й. Среди документов — также свидетельство об окончании Иосифом Джугашвили Горийского духовного училища, в котором фигурирует та же дата рождения.

Экспозиция охватывает без преувеличения все аспекты профессиональной и личной жизни вождя. Вот книги, которые он читал, например сказка Горького «Девушка и Смерть» — и пометка Сталина: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте. Любовь побеждает смерть», или философские новеллы Анатоля Франса — с пометками его дочери Светланы. Любопытнейший момент связан с отношением самого Сталина к культу личности. В документах ему пишут о намерении организовать выставку, посвящённую участию вождя в Гражданской войне. Сталин пишет резолюцию, два раза подчёркивая, что он против, так как «подобные начинания ведут к усилению культов личностей, что вредно и несовместимо с духом нашей партии». Эта запись датирована 1933 годом, а за несколько лет до этого Сталин и вовсе подаёт прошения об отставке с поста Генерального секретаря и более того — требует упразднения этого поста. На листе бумаги простым карандашом размашисто: «Прошу дать отпуск для лечения месяца на два. По истечении срока прошу считать меня распределённым либо в Туруханский край, либо в Якутскую область, либо куда-нибудь за границу на какую-либо невидную работу». Разумеется, такие заявления были лишь частью политической борьбы 1920-х годов. Прошение об отставке Пленум ЦК отклонил, оставив Сталина вождём партии.

Особый интерес представляют и документы из архива периода Великой Отечественной войны. Например, журнал посещений его кабинета в Кремле в первый день войны — 22 июня 1941 года. Согласно ему, уже в 5.45 начинается обсуждение первых директив: Сталин принимает у себя Молотова, Берию, Тимошенко, Жукова. Кроме того, посетители выставки смогут увидеть рукописное директивное письмо Ставки Верховного Главнокомандования командованию Юго-Западного фронта, в котором упоминается Семён Тимошенко: «Не пора ли вам научиться воевать малой кровью, как это делают немцы? Воевать надо не числом, а умением. Если вы не научитесь получше управлять войсками, вам не хватит всего вооружения, производимого во всей стране».

При этом Сталин не только следил за положением на фронтах, но и держал руку на пульсе масштабной идеологической работы: при его непосредственном участии был, в частности, создан Гимн СССР. Документы по истории написания гимна были переданы в РГАСПИ автором текста Сергеем Михалковым ещё в 1946 году. Судя по дневниковым записям, которые представлены в экспозиции, работа над гимном шла круглосуточно. Сталин мог позвонить среди ночи и дать указания: текст хороший, но нужен куплет про Красную Армию. В экспозиции представлен седьмой вариант гимна, с правками Сталина красным карандашом. Знаменитое «Союз нерушимый», с чего гимн начинается, — это как раз его слова.

Привычку общества разговаривать об истории с опорой на архивные документы нужно воспитывать. Такие выставки, конечно, этому способствуют. «Эта экспозиция не столько о самом вожде, сколько об архивном фонде Сталина, современные архивисты отдают дань памяти своим предшественникам, которые в очень непростой обстановке собирали этот сталинский фонд», — подчеркнул исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.

Кроме того, в экспозиции представлены подлинные печати, факсимиле Сталина и образцы их оттисков — «В архив», «Для направлений», «Читал. Сталин». А также целая коллекция картин — подарки от Академии художеств СССР на 70-летие вождя: в их числе работы любимого художника Сталина — Герасимова, картины Дейнеки, Кукрыниксов, Тоидзе.

Выставка будет открыта для посетителей до 22 октября в Выставочном зале Российского государственного архива социально-политической истории по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15, 1-й этаж.

Правда №110 (30753) 9—10 октября 2018 года, 4 полоса

Автор: Илья СЕРЕБРО.

Обратная связь