Наша библиотека

09.01.2019

ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА. Николай АРЕФЬЕВ.

ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА

Распад Советского Союза

Всё дальше в прошлое уходят трагические события начала 90-х гг. прошлого века, связанные с распадом Советского Союза. Свидетели и участники тех событий и сегодня в недоумении: как такое могло случиться? Распалось могучее государство под грохот пушек, расстрелявших парламент; две чеченские войны и многочисленные теракты, беженцы, переселенцы, ищущие места на необъятной территории России.

И закрытые магазины, предприятия, учреждения, невыплаты зарплат, пенсий и пособий, безработица, украденные сбережения в Сбербанке, в МММ и других криминальных заведениях.

Неужели нам снова предстоит испытать подобное по злой воле нашей доверчивости? Но ведь А. Кудрин недавно такую вероятность не исключил.

Говорят, что распад СССР произошел из-за его неэффективной экономики и гонки вооружений. России это не угрожает, она прочно стоит на сырьевом фундаменте и претендует на лидерство в мире! Но так ли это?

Советский Союз в свое время вырабатывал 20% всей мировой промышленной продукции и входил в пятерку стран, способных производить любые промышленные товары.

Но вот доля России в мировой экономике в 2014 г. составляла 2,5%, в 2017 г. дошла да 1,77%, в то время как доля США – 24,5%, Китая – 15,5%. Что касается гонки вооружений, то военный бюджет США в 2,5 раза больше федерального бюджета России. О чем здесь можно говорить?

Даже эти цифры говорят о том, что Россия давно прошла все пороги безопасности, и только ядерный потенциал, доставшийся ей от Советского Союза, все еще сохраняет ее целостность.

Сколько еще сидеть 
на нефтяной игле?

Но будет ли так вечно? И сколько еще можно паразитировать на нефтяной игле?

С 2000 по 2017 г. экспорт сырой нефти в натуральных показателях вырос в 1,7 раза – с 144,4 млн т до 252,6 млн т. При этом цена в процентном соотношении упала в 2 раза. Рост обрабатывающих производств за 17 лет составил лишь 3,9%. Это лишнее подтверждение доминирования сырьевого сектора над реальным, и эта тенденция сохраняется. Спеша ускорить энергетический кризис в России, правительство форсирует строительство Турецкого, Северного потоков, «Силу Сибири», Штокмановского и Приразломного месторождений в Ледовитом океане, отлично зная, что нефти осталось на 50 лет.

По оценке Германа Грефа, «нефтяной век» закончится уже через 12–14 лет, Министерство энергетики полагает, что запасов углеводородов хватит на 40–50 лет. Оба правы, с той лишь разницей, что через 12 лет закончится дешевая по себестоимости нефть и пойдет трудноизвлекаемая, дорогая в себестоимости, но дешевая на мировом рынке.

По данным Минприроды, в России разведаны месторождения газа объемом 47 трлн кубометров. Если добывать по 600 млрд кубов в год, то хватит на 78 лет. Однако подтверждаемость запасов газа низкая, и вполне вероятно, что эти запасы могут быть на 30% меньше и еще столько же залежей находится в труднодоступных местах и на большой глубине.

Следовательно, существовать на нефтяной игле будет уже невозможно, а поднимать реальный сектор надо уже сейчас, через 20 лет будет поздно.

«Достижения» 
экономики России сегодня

Основные итоги экономической политики охарактеризовал Институт А. Аганбегяна:

Из 150 стран мира по уровню экономического развития – показателю ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, Россия занимает 43-е место, огромный импорт выгнал страну на 128-е место, офшорные схемы отодвинули Россию на 126-е место. По сопоставимому уровню реальных доходов и реальной заработной платы – 50–55-е место, по индексу социального развития ООН – 65-е место, по уровню жизни пенсионеров – 78-е место, по обеспечению комфортным жильем – примерно 80-е место, по ожидаемой продолжительности жизни – 90-е место, по качеству здравоохранения – 119-е место. По качеству и уровню образования у России 30-е место в мире. Необходимо добавить, что СССР по эти показателям занимал 2–3 места в мире!

Заводы и фабрики донашивали советский потенциал и старели на глазах. Степень износа основных фондов в добыче полезных ископаемых – 55,4%, в обрабатывающих производствах – 47,7%.

Удельный вес убыточных организаций за анализируемый промежуток снизился с 41,3% до 25,9%. Это объясняется не повышением эффективности производства, а банкротством нерентабельных предприятий и их уничтожением.

Это подтверждает показатель удельного веса промышленности в ВВП, который в 1999 г. составлял 31,9%. Через 17 лет этот показатель снизился до 26,7%. Если из промышленности России вычесть10% нефтяной отрасли, то объем промышленности в ВВП составит всего 16,7%.

Доля машиностроения в ВВП выглядит следующим образом: в 2000 г. – 14,8%, в 2012 г. – 8%, в 2015 г. – 1,4%. Доля машиностроения уверенно снижалась за все время реформ. Это говорит о том, что все 17 лет реальный сектор экономики умышленно и планомерно уничтожался.

Уровень жизни населения падал, но число олигархов росло с каждым годом. Были созданы все условия для вывоза капитала, для ограбления страны.

С 2000 по 2017 г. из России вывезено 600 млрд долл., или 32 триллиона рублей. Это чистый легальный вывоз капитала, по данным Центрального банка.

Объемы производства продукции предприятий реального сектора экономики менялись незначительно и в рост не шли, за исключением производства легковых автомобилей, что было попыткой российской олигархии заработать на машинах, как на Западе.

Уровень использования среднегодовой производственной мощности за 17 лет в некоторых отраслях поднялся, но все равно составляет около 50% (в текстильной, трикотажной, обувной промышленности), в машиностроении хуже: в тракторостроении – 12%, станкостроении – 14%, производстве подшипников – 27%. Страна живет за счет импорта, гробя свои технологии и производство, теряя последних специалистов.

Доля сельского хозяйства в ВВП России составляет 4,7 %. Объем валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России составляет 1,53 трлн руб. Доля занятых в сельском хозяйстве – 10 %.

Страна в год закупает продовольствия на 25 млрд долл.

Итогом сельскохозяйственной политики правительства являются следующие показатели. За 25 лет с карты страны исчезло 34 тыс. деревень и 400 городов. Еще в 36,2 тыс. деревень проживает до 10 человек. Уничтожено 835 поселков городского типа

19 тыс. деревень без населения, в 83 тыс. сел проживает от 1 до 100 человек. Село вымирает!

Но это, так сказать, что было! Теперь рассмотрим,

«Что будет, 
и чем сердце успокоится»

Социально-экономическое положение весь 2018 год определялось умеренно жесткой денежно-кредитной политикой, которая предусматривает замедление развития экономики и понижение уровня жизни населения ради таргетирования инфляции. Подобная политика в 2017 г. дала «выдающиеся» результаты: инфляция – 2%, рост экономики – на 1,4%, да и то за счет высоких нефтяных цен, рост промышленного производства – на 1%, т.е. ниже математической погрешности. Понижение реально располагаемых доходов населения – на 1,7%. К концу 2017 г. суммарный объем продукции российских предприятий сократился на 4% по сравнению с предыдущим годом. Это один из высоких за последние 8 лет спадов производства.

Снижение инфляции до 2% должно было послужить снижению ключевой и кредитных ставок, сделать доступными кредиты, повысить инвестиционную активность и двинуть к росту экономику и уровень жизни, как обещали.

Однако этого не произошло. Инфляцию понизили для того, чтобы снова ее накачать налогами и сборами. Уже с 1 января 2018 г. на 50 копеек были повышены акцизы на ГСМ, а с июля – еще на 50 копеек, затем на 2% повышен НДС, введен налог на занятость, малый бизнес переведен на онлайн-кассы, а народ получил повышение пенсионного возраста.

Все эти действия дали основание ЦБ говорить об «инфляционном ожидании» и повышать ключевую ставку вместо ее снижения. То есть смысл умеренно жесткой денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы сокращением инфляции освободить место для новых налогов и платежей и тем самым таргетировать и экономику, и социальную сферу. Вот в таком режиме и прошел весь 2018 год.

Почему сохранялся 
высокий курс валют

Однако это касалось только реального сектора экономики. Нефтегазовая промышленность не бедствовала. Высокая цена на нефть и высокий курс валют обеспечили этому сектору четырехкратное увеличение доходов в рублевом эквиваленте. Высокий курс валют поддерживался Минфином, который скупал валюту за бюджетные деньги и отправлял за границу. Деньги российского бюджета финансировали западную экономику. Искусственное повышение курса валют при обмене выручки на рубли дало баснословные барыши нефтяникам. Роснефть за 9 месяцев получила выручку 6,073 трлн рублей и обеспечила рост прибыли до 451 млрд рублей, или в 3,4 раза. Все это по курсу рубля оплачивало государство, у которого нет денег на пенсии!

 

Профицит ликвидности. Эта схема породила профицит ликвидности, который сохраняется до настоящего времени. Профицит ликвидности – это ситуация в банковском секторе, когда не банки кредитуют экономику, а экономика кредитует банки. Высокие доходы нефтегазового сектора и высокие процентные ставки по депозитам заставляют нефтегазовый сектор не расходовать денежные средства на модернизацию, откладывать выручку на депозит российских банков. На ноябрь 2018 г. в банковской системе скопилось 29 трлн рублей невостребованных кредитных ресурсов. Высокие процентные ставки не позволяют реальному сектору брать кредиты.

В то же время банки не страдают от того, что их деньги не берут. Они сдают их на депозит в ЦБ и получают проценты. Таким образом, государство в лице ЦБ оплачивает экспортной олигархии сначала повышенный обменный курс доллара, а затем повышенную ставку депозитов. Чтобы сохранить доходы олигархии, ключевую ставку сохраняют на высоком уровне, что оставляет кредиты недоступными для остальных!

 

Динамика кредитования. Корпоративные кредиты за 9 месяцев 2018 г. увеличились на 5,5% и составили 32,9 трлн рублей. Однако эта сумма в основном была растащена по спекулятивным финансовым потокам. Инвестиционная активность оставляет желать лучшего. Всего на инвестиции из всех источников было направлено за 9 месяцев 10,22 трлн рублей, рост составил 4,1%, однако он вызван низкой базой прошлого года, реальный рост, по мнению МЭР, составит 2,9%. В то же время из этой колоссальной суммы на инвестиции в основной капитал направлено всего 600 млрд рублей кредитов банков. К слову сказать, инвестиции в основном имели приложение в таких проектах, как Крымский мост, ЧМФ, «Сила Сибири», «Турецкий поток». В обрабатывающую отрасль вложено всего 842 млрд всех инвестиционных средств, тогда как в добывающую отрасль 1,185 трлн рублей.

Граждане приобрели кредиты на сумму 1,59 трлн рублей, или 10 890 рублей на одного жителя страны. По сравнению с Евросоюзом, это ничтожно малая сумма. 50% кредитов ничем не обеспечены. Рост ипотеки всего 5%. Рост кредитов граждан вызван обнищанием населения и перекредитованием взятых кредитов. В августе реальные доходы населения снизились на 0,9% по сравнению с августом 2017 года. За последние 4 года снижение состави-
ло 11%.

Реальный сектор экономики. Пагубная денежно-кредитная политика ЦБ не позволила выйти из стагнации реальному сектору экономики, он продолжает дряхлеть с каждым днем. Недоступность кредитов, слабая инвестиционная активность, высокие налоги и платежи, низкий потребительский спрос, насаждаемые правительством и Центробанком, делают производственную деятельность бесперспективной.

Слабые показатели сельского хозяйства обусловлены не только высокой базой прошлого года, но и бездеятельностью правительства в вопросе возрождения орошаемого земледелия и повышения плодородия почв. Сельское хозяйство полностью зависит от климатических условий, а это недопустимо. Низкий рост продукции растениеводства не был компенсирован ростом выпуска животноводческой продукции, который замедляется на протяжении нескольких лет подряд. Численность КРС за 9 месяцев сократилась на 0,6%, коров – на 1%, при этом производство молока повысилось чудесным образом на 3,5%. Число овец сократилось на 1,5%, птицы – на 1,6%. Уменьшается поголовье животных в личных подворьях и составляет: КРС – 42,9%, свиней – 13,1%, овец – 47,7% от общего поголовья. С 1 января 2019 г. из-за введения патентов на животноводство и растениеводство ожидается массовое сокращение поголовья скота и посевных площадей в личных подворьях.

Помимо сельского хозяйства, снижение темпов роста за 9 месяцев продемонстрировал грузооборот транспорта – до 2,9% против 6,7% в прошлом году.

Темпы роста оборота розничной торговли за 9 месяцев составили 2,6%, однако рост объясняется ростом цен на 3,3%. Рост цен в ноябре 2018 г., по сравнению с декабрем 2017 г., можно назвать бешеным: пшено подорожало на 60%, капуста – на 40%, сахар – на 22%, куры – на 16%, морковь – на 14%. Подорожали хлеб, колбаса, мясо, да все товары первой необходимости.

Объем услуг вырос на 2,8%, что ниже уровня прошлого года, однако и этот показатель дала инфляция, услуги ЖКХ повысились на 5%.

Промышленное производство продемонстрировало рост 3% при росте цен производителей относительно декабря 2017 года в 12,3%. То есть физические объемы выпускаемой продукции не изменились или уменьшились. В структуре промышленного производства рост добычи полезных ископаемых в августе продолжил ускоряться, в то время как темпы роста обрабатывающей промышленности снизились. Ускорение роста выпуска добывающей промышленности было обусловлено в первую очередь позитивной динамикой нефтяной отрасли.

По данным Минэнерго России, среднесуточная добыча сырой нефти выросла до 11,21 млн баррелей в июле и августе после 10,98 млн баррелей в среднем за первое полугодие. Производство сжиженного природного газа продолжает демонстрировать двузначные годовые темпы роста. В то же время рост добычи естественного природного газа, по данным Росстата, в августе замедлился.

Рост обрабатывающей промышленности замедлился до 2,2% по сравнению с прошлым годом.

По-прежнему высокие темпы роста демонстрировали химическая и пищевая промышленность, деревообработка, производство прочей неметаллической минеральной продукции.

В то же время металлургическая отрасль, динамика которой в последние месяцы демонстрирует повышенную волатильность, в августе снова внесла отрицательный вклад в рост обрабатывающей промышленности.

За 9 месяцев наша промышленность выпустила по паре носок на жителя страны, по полтора ботинка. А вот 185 тысяч мужских пальто разделить на всех не представляется возможным. Производство строительных материалов – в минусе. Строительный комплекс – в затяжной стагнации.

Машиностроение держится только на автомобилестроении. Легковых машин выпустили 1,3 млн шт., грузовых – 125 тыс., автобусов 23 тыс., но как смогли разделить между ними 298 тыс. двигателей внутреннего сгорания – загадка. Бульдозеры, тракторы, станки, подшипники – всё в минусе. Складывается впечатление, что правительство работает на показатель и этот показатель выводит за счет только одной продукции, вся остальная брошена на произвол судьбы.

Экспорт за 9 месяцев вырос в денежном выражении на 28% к аналогичному периоду прошлого года, а импорт вырос на 7,8% при учете, что в прошлом году рост составил 24%.

Международный валютный фонд в октябре 2018 г. повысил прогноз роста российского ВВП в 2019 г. на 0,3 п. п. до 1,8%. Прогноз МЭР по экономическому росту на 2018 г. сохранился на уровне 1,7%. Но это не рост – это математическая погрешность. Российская лежачая экономика должна расти темпами 15–20% в год.

Бюджет страны

Основная тенденция российской финансовой политики сохраняется, и заключается она в изъятии денег из бюджета и экономики и направлении их в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который размещается в ЦБ, а затем отправляется за границу. Тем самым искусственно создается кризисная ситуация, после чего часть накопленных денег расходуется на преодоление кризисных явлений. Кризис останавливается на депрессивном уровне и опять начинается откачка денег из бюджета и экономики, что приводит к очередному кризису. Цикличность этих манипуляций должна привести к полному разгрому экономики уже в 2022 году.

В 2019 г. расходная часть бюджета увеличивается всего на 1,4 трлн рублей, в основном за счет нефтегазовых доходов. Почти 2 трлн изымается из бюджета по бюджетному правилу. Рост расходов составляет 7,7% при инфляции в 5%, что соответствует обычному уровню роста.

Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования

В 2021 г. он достигнет уровня 14,18 трлн рублей. (Все это будет отправлено за границу.)

В то же время правительство намерено нарастить госдолг, который в 2021 г. достигнет 15,17 трлн рублей плюс 68 млрд долларов.

Таким образом, из бюджета будет изъято в ФНБ за 3 года 14 трлн рублей, которые будут отправлены за границу, а за границей возьмут в долг 4,5 трлн рублей, за которые надо будет платить огромные проценты. Как назвать такой принцип хозяйствования?

Еще одним методом изъятия денег из бюджета является профицит. Делается он искусственно. Просто занижаются расходы, а сумма превышения доходов над расходами считается профицитом, изымается из бюджета и отправляется в ФНБ.

Согласно проекту, профицит федерального бюджета России составит:

в 2018 г. – 2,0 трлн руб.;

в 2019 г. – 1,932 трлн руб.;

в 2020 г.  профицит ожидается на уровне 1,22 трлн руб.;

в 2021 г. – 0,95 трлн руб.

Изъятие этих средств из бюджета делает расходы без роста. Страна замирает на депрессивном уровне. Бюджет депрессии налицо!

Пенсионное обеспечение

Ожидается, что с 2019 до 2028 г. от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий. В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт. Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030–2031 году.

Прибавка к пенсии составит

в 2019 г. – 7,05%;

в 2020 году – 6,6%;

в 2021 году – 6,3%.

Прибавку в 1000 рублей получат только те, кто получает пенсию в 14,5 тыс. рублей, а у кого она меньше, получат меньше и прибавку.

Инфляция

По итогам 2018 г. инфляция прогнозируется в размере 3,4%. Заложенный в бюджет уровень инфляции на 2019 г. – 4,3%, на 2020 г. – 3,8%, на 2021 – 4%. Однако по этому параметру нет согласия с Центробанком (ЦБ), который не исключает того, что инфляция будет выше.

Национальные проекты

Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019–2024 гг. составит 13,11 трлн рублей. Много это или мало? Разделим эту цифру на 6 лет – получим в среднем 2,2 трлн в год. Поскольку нацпроекты реализуются в субъектах РФ и муниципалитетах, то надо рассматривать расходы применительно к консолидированному бюджету, то есть к бюджету всей страны, а не к федеральному бюджету. Консолидированный бюджет по расходам в 2017 г. был 33 трлн рублей, следовательно, 2,2 трлн рублей в нем составят 6,5%, которые поглотит инфляция.

Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит:

в 2019 г. – 1,7 трлн руб.;

в 2020 г. – 1,8 трлн руб.;

в 2021 г. – 2,1 трлн руб.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019–2021 гг. составит 5,55 трлн рублей.

Однако если учесть, что инфляция по проекту будет в 2019 г. на уровне 4,3%, то все эти ассигнования будут поглощены ею.

Выводы:

– В России проводится политика обмана и разграбления, которая и не скрывается. Никакие майские указы, как и национальные проекты, выполняться не будут, зато будут проводиться дорогостоящие универсиады, олимпиады, чемпионаты, что означает пустую трату денег. Никакого роста благосостояния даже не предусматривается. Никакого роста экономики не может быть в принципе. Перед Россией в полный рост встает период полураспада!

– Россия на трехлетний период остается на нефтяной игле. Реальный сектор эко-
номики возрождаться не будет. При та-
кой экономической и денежно-кредитной 
политике крах экономики просто неизбежен.

– Стагнация реального сектора экономики продолжится, поскольку изъятие денег из экономики и бюджета будет нарастать при недоступности кредитов. Ключевая ставка уже повышена.

– Бюджетное правило и профицит искусственно создали только для того, чтобы увеличить доходы нефтегазовых олигархов и обескровить социальную сферу.

– При огромных ценах на нефть бюджет не получит ничего! При помощи бюджетного правила и профицита деньги из бюджета уйдут за рубеж, а бюджет увеличит внешние заимствования и доведет их до 78% от своей расходной части.

– Запланированные на 6 лет 13 трлн рублей на 13 нацпроектов способны только компенсировать инфляцию в этих отраслях. Никакого эффекта от копеечных вложений в социальную инфраструктуру не будет.

– Инфляция получит новый виток. Ее обуздали ценою понижения уровня жизни населения на 11%, чтобы искусственно создать новый виток повышением налогов, акцизов, сборов и поборов.

– Пенсионерам отказали в пенсиях исключительно для того, чтобы за счет пенсий выплачивать материнский капитал и пособие при рождении ребенка. Трансфертов из бюджета на эти цели уже не предусматривается.

Неутешительные итоги социально-экономического упадка страны и бесперспективность ложных ориентиров наводят на грустную мысль о наступающем периоде полураспада. Ложь и обман, ставшие государственной политикой действующего режима, ни к чему хорошему привести не могут.

НО ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ 
РАЗВИТИЯ СТРАНЫ:

*  Сменить приоритеты. Целью должно быть повышение уровня жизни населения, а не таргет инфляции.

*  Борьба с инфляцией должна осуществляться путем увеличения товарной массы отечественного производства.

*  Бюджетные средства необходимо использовать на развитие экономики, а не на накопления. Подушкой безопасности служат золотовалютные резервы.

* В этой связи бюджетное правило и профицит бюджета отменить.

*  Поэтапно отменить налог на добавленную стоимость (НДС), это удешевит отечественную продукцию на 20%, она станет конкурентоспособной.

*  Отменить возврат НДС для экспортеров нефтегазовых ресурсов. Отменить налог на занятость. Отменить закон о садоводстве и огородничестве. Отменить объединенный патент на садоводство и огородничество. Отменить налог на землю и недвижимость с кадастровой стоимости. Пенсионеров освободить от сборов на капитальный ремонт.

*  Выпадающие доходы бюджета компенсирует прогрессивный подоходный налог (НДФЛ) на сверхдоходы физических лиц.

* Ключевую ставку ЦБ опустить до уровня 3% выше инфляции. Кредитные ресурсы банковской системы в объеме 29 трлн рублей станут доступными. Это даст инвестиционный прорыв в экономике.

* Для этого необходимо создать проводника отечественных товаров – оптовую и розничную торговлю, которые сегодня в России иностранные.

* Необходимо освободиться от иностранных инвесторов, завладевших самыми доходными предприятиями России. В условиях экономических санкций это недопустимо.

* Сегодня производственные мощности в промышленности используются от 20 до 60%. Загрузка на полную мощность позволит удвоить выпуск промышленной продукции.

*  Реализация предложений КПРФ позволит снять нефтегазовую петлю с экономики и перейти к высоким технологиям во всех отраслях народного хозяйства. Повысить зарплаты, пенсии и пособия, выйти на мировой рынок с конкурентоспособными товарами.

Николай АРЕФЬЕВ

Обратная связь