Наша библиотека

14.05.2019

Великий образ: Карл Маркс

Главные специалисты Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) Людмила ВАСИНА и Татьяна ГИОЕВА беседуют с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

Перед вами — вторая часть беседы о Карле Марксе, начало которой опубликовано в предыдущем номере «Правды» (№48 от 7—13 мая 2019 г.).

НАПОМНИМ, что 5 мая с.г. исполнилась 201-я годовщина со дня рождения основоположника научного коммунизма. А в прошлом году был его юбилей — 200-летие.

Юбилеи выдающихся личностей и событий, так или иначе отмечаемые либо неотмечаемые в данной стране, многое говорят о характере государства этой страны. Если, например, в прошлом же году встретились памятные даты двух писателей — Максима Горького и Александра Солженицына, то разное отношение российской власти к ним (конечно, в пользу последнего) буквально бросалось в глаза.

Двухсотлетие Маркса в Китае, где правит Коммунистическая партия, было отмечено на самом высоком государственном уровне. Выступая на торжественном собрании в Доме народных представителей, Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «имя Маркса пользуется уважением во всём мире, а его теория по-прежнему блистает, подобно бриллианту, светом истины».

Ну а что же руководство нашей страны? На официальном уровне власть постаралась «не заметить» юбилей Маркса, как несколько ранее она максимально принизила значение другого выдающегося юбилея — 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. То есть прямых оценок, связанных с этими историческими датами, от первых лиц государства не прозвучало. Однако определённые оценки достаточно ясно читались в провластных СМИ — правительственной «Российской газете», так называемой «Комсомольской правде», еженедельнике «Аргументы и факты» и т.д.

Я невольно вспомнил клеветнические публикации тех же «Аргументов и фактов», когда в 1991 году захватившим власть ельцинистам требовалось во что бы то ни стало скомпрометировать Зою Космодемьянскую. А теперь обрушились на Маркса, до неузнаваемости извращая реальный его образ. То же самое — в других изданиях.

Тогда я назвал в «Правде» свою заметку об этом «Стая шавок — на гения». Разумеется, цель этих шавок ясна: любым способом принизить образ гиганта, в том числе с помощью фейков, то есть лживых аргументов. Но откуда они берутся?

Чтобы получше разобраться с клеветническими обвинениями в адрес одного из величайших сынов рода человеческого и как можно убедительнее опровергнуть их, я решил обратиться к настоящим знатокам жизни и трудов Карла Маркса. Работе над изданием научного и эпистолярного наследия Маркса и Энгельса, значительная часть которого хранится сегодня в РГАСПИ, две мои собеседницы посвятили в общей сложности почти сто лет.

В 1971 году, после окончания исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Татьяна Тотрадзовна Гиоева пришла по направлению в тогдашний Институт марксизма-ленинизма, а конкретнее — в Сектор произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Через два года, окончив с отличием экономический факультет МГУ, сюда же была направлена и Людмила Леонидовна Васина. Обе восприняли своё распределение как высокую честь, пережили, о чём легко догадаться, немало труднейших испытаний в связи с «перестройкой» и последующими «реформами», но глубоко любимому делу не изменили. Васина возглавляет сейчас группу по изданию Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала (МЭГА), а Гиоева в этой группе занимается изданием переписки Маркса и Энгельса и их корреспондентов.

Работа над уникальным изданием (а вышло уже почти 70 томов, причём почти все — в двух книгах) заслуживает специального рассказа, и, наверное, со временем надо это осуществить. Но сейчас — о том, что давно и остро меня тревожило, а с прошлого, юбилейного для Маркса года и до сих пор тревожит ещё больше. Можно назвать эту тему так: «Маркс подлинный и поддельный. Против фальсификации великого образа».

Итак, продолжим нашу беседу.

 

Как познать личность гения?

Виктор КОЖЕМЯКО. Маркса в нынешней России плохо знают. Согласны со мной?

Людмила ВАСИНА и Татьяна ГИОЕВА. Безусловно. Это — очевидный факт. И столь же очевидно, что знать его необходимо.

В.К. Но задача эта очень нелёгкая.

Л.В. Да, нелегко охватить все стороны великой личности, все грани колоссального творческого наследия, оставленного нам основоположником научного коммунизма. Карл Маркс прожил по нынешним меркам недолгую жизнь. Он умер, не дожив около двух месяцев до своего 65-летия. Но эта жизнь была насыщена таким неустанным интеллектуальным трудом, что, оценивая его научное наследие, которое в издании МЭГА должно составить 114 томов, можно только поражаться объёму сделанного Марксом в области общественной мысли и революционной практики. Он был активным участником и аналитиком многих событий европейской истории XIX века. «Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы, в лучшем случае, — таланты», — написал Энгельс.

Действительно, поражают широта его интересов, диапазон многообразнейшей деятельности. Мыслитель, начавший с наиболее абстрактной области человеческого познания — философии; учёный-экономист, сорок лет отдавший созданию своего главного труда — «Капитала»; революционер, бескомпромиссный борец против власть имущих; публицист, редактор или сотрудник десятков газет и журналов в Германии, во Франции, в Англии, США; создатель и идейный руководитель первых международных организаций рабочего класса — Союза коммунистов и I Интернационала. «Маркс был прежде всего революционер. Участвовать в деле освобождения современного пролетариата… вот что было в действительности его жизненным призванием», — сказал Энгельс при прощании с Марксом на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Т.Г. Вот почему следует особо подчеркнуть, что Маркс прожил удивительно цельную жизнь. Своей отличительной чертой он сам, отвечая на вопросы анкеты в альбоме старшей дочери Женни, назвал «единство цели». Несмотря на трудную судьбу политического эмигранта, материальную нужду, лишения и утраты, Маркс не изменил принципу, сформулированному им в школьном выпускном сочинении «Размышления юноши при выборе профессии»: «трудиться для человечества». «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком, — написал 17-летний юноша. — История признаёт тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей… Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнёмся под её бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам…»

В.К. Вы не находите, что знакомство сегодняшней молодёжи с Марксом стоит начинать разговором об этом его школьном сочинении? Ему всего 17 лет, а он уже определил самое главное для своей будущей жизни…

Т.Г. Определит вскоре и то, каким образом может принести счастье наибольшему числу людей: став революционером, а не конформистом.

«Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие», — сказал Энгельс. Эту суть своей натуры молодой Маркс выразил в стихотворении «Чувства» в «Книге любви», посвящённой будущей жене Женни фон Вестфален:

 

Не могу я жить в покое,

Если вся душа в огне,

Не могу я жить без боя

И без бури в полусне.

 

* * *

Мой удел — к борьбе

стремиться,

Вечный жар во мне кипит,

Тесны жизни мне

границы,

По теченью плыть претит.

 

Спустя 20 лет на вопрос «Ваше представление о счастье?» Маркс ответил в другом варианте анкеты («Исповеди»): «Борьба». И уже на закате жизни в беседе с американским корреспондентом Дж. Суинтоном 6 сентября 1880 года на вопрос о решающем законе существования «Что есть сущее?» Маркс вновь, по словам журналиста, «серьёзно и торжественно ответил: «Борьба!»

И американскому корреспонденту показалось, что в этом ответе — «закон жизни».

 

Высшее призвание революционера

Виктор КОЖЕМЯКО. Стоит заострить внимание на том, как сам Маркс пришёл к пониманию этого закона жизни. Что стало для него главнейшим в борьбе на благо человечества?

Людмила ВАСИНА. В первую очередь это была борьба за изменение общественных условий мира частной собственности, кумиром которого была нажива, а сущностью — всеобщее отчуждение, и прежде всего — отчуждение человека от результатов его труда, безвозмездно присваиваемых капиталом. Философии созерцания, уделом которой было лишь пассивное познание окружающего мира, Маркс противопоставил философию революционной практики. Центральной идеей знаменитых «Тезисов о Фейербахе» (весна 1845 года) стало выраженное в итоговом, одиннадцатом тезисе положение о решающей роли революционной практической деятельности человека в познании и преобразовании мира: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Сегодня понятия «революция», «революционер» предельно искажены в массовом сознании. Они отождествляются со стихией тотального разрушения, цинизма и отсутствия моральных принципов в духе героев романа Достоевского «Бесы». Термин «диктатура пролетариата» порой приравнивается к ГУЛАГу. Безусловно, всё это не имеет ни малейшего отношения ни к Марксу, ни к революционной теории марксизма.

Татьяна ГИОЕВА. Маркс впервые доказал, что вся социальная история человечества была (и остаётся по сей день) борьбой классов, существование которых обусловлено определёнными экономическими условиями и проистекающими из них общественными и политическими отношениями. В популярном очерке «Карл Маркс», написанном для немецких рабочих и опубликованном при жизни Маркса в альманахе «Народный календарь» («Volks-Kalender») в Брауншвейге в 1878 году, Энгельс подчеркнул: именно Маркс показал, «что во всей разнообразной и сложной политической борьбе речь шла всегда об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества», а именно «о сохранении господства со стороны старых классов» и «о достижении господства со стороны поднимающихся новых».

Л.В. Своё первое великое открытие, называемое материалистическим пониманием истории, Маркс дополнил созданием теории прибавочной стоимости. В главном труде — «Капитале» — он доказал, что «обогащение современных капиталистов не в меньшей степени, чем это было у рабовладельцев или эксплуатировавших крепостной труд феодалов, происходит посредством присвоения чужого неоплаченного труда и что все эти формы эксплуатации отличаются друг от друга лишь тем способом, каким этот неоплаченный труд присваивается». «Но тем самым, — резюмировал Энгельс, — у имущих классов было выбито последнее основание для лицемерных фраз, будто в современном общественном строе господствуют право и справедливость, равенство прав и обязанностей и всеобщая гармония интересов, и современное буржуазное общество было разоблачено… как грандиозное учреждение для эксплуатации громадного большинства народа незначительным, постоянно сокращающимся меньшинством». Эти два великих открытия Карла Маркса легли в основу научной теории социализма, справедливость выводов которой доказывает современный глобальный капитализм, где сегодня 1 процент населения Земли владеет 99 процентами богатств всего человечества.

В «Капитале», работе над которым Маркс отдал в общей сложности 40 лет жизни, он теоретически раскрыл механизм создания прибавочной стоимости в результате присвоения капиталом неоплаченного труда рабочего. «С тех пор как на земле существуют капиталисты и рабочие, не появлялось ещё ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих…» (Энгельс). Здесь были исследованы внутренние законы функционирования и развития капиталистической экономики, сделан прогноз о неизбежности революционной смены капитализма обществом, построенным на отрицании частной собственности на средства производства. С выходом «Капитала» идеи, провозглашённые в «Манифесте Коммунистической партии», получили теоретическое обоснование. Поэтому «Капитал» — «главное и основное сочинение, излагающее научный социализм» (Ленин).

Неудивительно, что на протяжении большей части своей политической жизни Маркс, по словам Энгельса, был в Европе «тем человеком, которого больше всего ненавидели и на которого больше всего клеветали. Правительства — и самодержавные и республиканские — высылали его, буржуа — и консервативные и ультрадемократические — наперебой осыпали его клеветой и проклятьями. Он сметал всё это, как паутину, со своего пути…».

 

Клевету может одолеть только правда

Виктор КОЖЕМЯКО. Оружию клеветы, как сполна продемонстрировал год 200-летия Маркса, должна быть ещё активнее противопоставлена сила правды — о нём и о марксизме. Однако с этим, как мы убедились, далеко не всё благополучно. Требуется прежде всего просто элементарное просвещение людей, начиная со школы. А этого нет, да пока и не предвидится. Мракобесие берёт верх?

Татьяна ГИОЕВА. Действительно, несмотря на море литературы о Марксе — по данным библиотеки Конгресса США, ему посвящено больше исследований, чем любой другой личности в истории человечества, — сегодня в нашем обществе о реальном Марксе мало кто знает, а то, что пишут, зачастую весьма далеко от истины.

«Наряду с великим умом, это великое сердце, которое так горячо билось ради всего человечного, ради всего, что носит человеческий облик», — написал в своих воспоминаниях о Марксе его друг Вильгельм Либкнехт. Обосновывая необходимость запечатлеть для истории воспоминания людей, лично знавших Маркса, Либкнехт отмечал: «О его частной жизни, о нём, как о человеке… не знают почти ничего. О Марксе, как о человеке, высказывались почти исключительно противники и, следуя единому шаблону, изображали его бессердечным, расчётливо холодным, высокомерно взирающим с заоблачных высот своего презрения к миру и человечеству на простой люд… Насколько же совершенно иным был этот человек!»

В.К. Каким он в реальности был, лучше всего показывают воспоминания о нём и его переписка.

Людмила ВАСИНА. К счастью, пожелание Вильгельма Либкнехта было выполнено: воспоминания о Марксе и Энгельсе тех, кто их хорошо знал, удалось собрать. В советское время они вышли тремя изданиями. Но, конечно, теперь это уже библиографическая редкость, требующая массового переиздания.

Т.Г. Можно порадоваться, что в прошлом году была переиздана биография Маркса, написанная его правнуком Робером-Жаном Лонге, под названием «Карл Маркс — мой прадед». Хорошо, что «Правда» рассказала об этом в номере от 26 июля 2018 года.

Л.В. Можно было бы переиздать сборник «Семья Маркса в письмах». А вообще хотелось бы подчеркнуть значение переписки Маркса и Энгельса, а также их писем другим адресатам. Вот где эти мыслители и вожди рабочего движения предстают волнующе живыми людьми! Приведу для примера лишь несколько строк из письма К. Маркса Зигфриду Мейеру, датированного 30 апреля 1867 года:

«Итак, почему же я Вам не отвечал? Потому, что я всё время находился на краю могилы. Я должен был поэтому использовать каждый момент, когда я бывал работоспособен, чтобы закончить своё сочинение, которому я принёс в жертву здоровье, счастье жизни и семью. Надеюсь, что этого объяснения достаточно. Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре. Но я считал бы себя поистине непрактичным, если бы подох, не закончив полностью своей книги, хотя бы только в рукописи».

Т.Г. Речь идёт о работе над «Капиталом» и о том, какие физические муки приходилось тогда Марксу переносить. Мало кто знает, что на протяжении многих лет он страдал от тяжелейшей, изнурительнейшей болезни — карбункулёза, следствия истощения организма от тяжёлых условий жизни и постоянных умственных перенапряжений. Всё тело покрывалось у него ужасными нарывами, причинявшими невероятную боль. А он работал, не считаясь ни с чем, стремясь вооружить пролетариат научной теорией революционного преобразования мира. Около 800 источников использовано им в тексте только первого тома «Капитала»! А объём изученных им работ и информации по самым разным областям знаний вообще не поддаётся количественному измерению!

Л.В. Великолепно написал Энгельс на следующий день после кончины Маркса в письме Фридриху Адольфу Зорге: «Человечество стало ниже на одну голову, причём самую значительную из всех, какими оно обладало».

Т.Г. А насколько уверенно прозвучали известнейшие слова в прощальной речи Энгельса о своём великом и незаменимом друге: «И имя его и дело переживут века!» Это же не просто громкая фраза, это глубоко осознанное и выверенное утверждение, которое, как жизнь доказала, стало пророческим.

В.К. Изумительная дружба двух этих единомышленников и борцов сама по себе представляет образец необыкновенной нравственной силы. В мои школьные годы мы немало об этом слышали, читали, знали. С тех пор, например, мне запомнилось высказывание Поля Лафарга: «Нельзя думать об Энгельсе, не вспоминая в то же время Маркса, и наоборот: жизни их настолько тесно переплелись, что составляли, так сказать, одну единую жизнь». А ведь нынешние молодые в большинстве никакого представления об этом не имеют!

Л.В. Величайшее упущение, которое надо навёрстывать. Чего стоит один лишь вклад Энгельса в завершение работы над «Капиталом» после смерти друга. Ленин не случайно так высоко это оценил: «Изданием II и III томов «Капитала» Энгельс соорудил своему другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал своё собственное имя. Действительно, эти два тома — труд двоих: Маркса и Энгельса».

Т.Г. Невозможно оторвать Маркса и от его семьи, где тоже по-своему раскрывались лучшие его человеческие качества. Напомню для примера, как писала об отце одна из дочерей — Элеонора: «Тем, кто посвятил себя изучению человеческой природы, не покажется странным, что человек, бывший таким непреклонным борцом, мог быть в то же время добродушнейшим и нежнейшим из всех людей. Они поймут, что он потому и умел так остро ненавидеть, что был способен так глубоко любить...»

Л.В. Суть в том, что дело Маркса (главное дело его жизни!) вовсе не было чуждо членам его семьи. В связи с этим обращаешь внимание на массу деталей в воспоминаниях. Скажем, у немецкого рабочего Фридриха Лесснера читаем: «Дом Маркса был открыт для каждого заслуживающего доверия товарища. Те часы, которые я провёл в кругу его семьи, для меня незабываемы». И вот — существенная подробность: «Когда готовый экземпляр «Капитала» на русском языке дошёл до него из Петербурга, то это событие как важное знамение времени превратилось для Маркса, его семьи и его друзей в настоящее торжество».

Не только для него и друзей, но и для семьи! Прекрасно, когда так бывает, а в данных обстоятельствах — именно так.

Т.Г. Это тем более дорого, если опять-таки учесть, сколько тяжелейших испытаний Марксу вместе с его семьёй довелось перенести. Ещё раз напомним: ведь жизнь политического эмигранта, находящегося под каждодневным полицейским надзором, была сопряжена с материальной нуждой и бесконечными лишениями.

Из-за отсутствия у Маркса постоянного заработка семья подчас оказывалась на грани нищеты. В одном из писем к друзьям Женни, жена, очень образно представила картину бедствий: болезнь младшего сына, опись имущества за долги, вплоть до мебели, белья, одежды, колыбельки ребёнка и даже детских игрушек; выселение из квартиры. Продажа остатков мебели, чтобы с трудом на какое-то время поселиться в двух гостиничных комнатушках.

Л.В. Свидетельства подобной нужды можно найти и в письмах самого Маркса. В одном из них он признаётся, что у него нет денег, чтобы вызвать врача и купить лекарства больным жене и дочке, что «в течение 8—10 дней... семья питалась хлебом и картофелем, а сегодня ещё сомнительно, смогу ли я достать и это».

Т.Г. К кабальной зависимости от домовладельцев и торговцев прибавились ещё более тяжёлые беды — смерть детей. Из семерых детей Маркса выжили только три дочери. Порой родителям приходилось залезать в долг, чтобы похоронить ребёнка. Трое умерли, не дожив до года, но самым страшным ударом стала смерть 8-летнего Эдгара, который был всеобщим любимцем...

В.К. И, несмотря ни на что, Маркс оставался верен своему жизненному выбору! Хотя, изменив ему, мог бы благоденствовать.

Л.В. Выручала помощь Энгельса, но скромное положение конторского служащего в манчестерской фирме отца «Эрмен и Энгельс» существенно ограничивало его возможности.

Поразительно то, что при всей тяжести положения и трагических потерях семья Маркса была по-своему счастлива. Прежде всего потому, что этот союз был основан на любви, взаимном уважении, общности интересов и целей.

Т.Г. На сей счёт можно добавить выразительные свидетельства нашего соотечественника Максима Максимовича Ковалевского — известного историка, социолога, этнографа и юриста, бывавшего в семейном кругу Маркса и знавшего царившие здесь отношения. А о самом Марксе он написал с чеканной ясностью и высотой восхищения: «В его лице я имел счастье встретиться с одним из тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами».

Л.В. Маркс создал теорию, призванную изменить мир, ликвидировать эксплуатацию человека труда, создать общество на основе подлинной свободы, социального равенства и справедливости. «Мировоззрение Маркса нашло приверженцев далеко за пределами Германии и Европы и на всех литературных языках мира», — констатировал Энгельс. Эта теория и сегодня привлекает своим системным подходом к анализу общества, поиском глубинных причин, лежащих в основе социальных противоречий и конфликтов, нацеленностью на достижение общественного идеала. Развитие процесса глобализации мировой экономики сделало, по мнению многих экспертов, классический марксизм особенно актуальным. Неудивительно, что вышедшая первым изданием в 2011 году книга Терри Иглтона «Почему Маркс был прав» стала мировым бестселлером и уже дважды издавалась в России.

Т.Г. Наследие Маркса как явление общечеловеческой культуры является важнейшей составляющей духовной и интеллектуальной атмосферы XIX и ХХ веков. «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, насчитывающий сегодня почти 250 изданий на языках народов мира, и первый том «Капитала» Маркса, 150-летие со времени выхода которого широко отмечалось во всём мире, решением ЮНЕСКО в 2013 году были включены в список печатных изданий всемирного значения. Осенью 1999 года по результатам проведённого британской корпорацией Би-би-си голосования в интернете Маркс возглавил список наиболее выдающихся людей второго тысячелетия.

В.К. Всё это вместе взятое складывается в удивительный пример для молодых людей, особенно тех, которые решают стать коммунистами. Жизнь Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина даёт впечатляющий материал для воспитания убеждённых борцов за справедливость. Если теоретические труды классиков марксизма-ленинизма поначалу могут показаться молодёжи слишком трудными для восприятия, то их жизнь, великая дружба и борьба способны дойти не только до ума, но и до сердца юных.

Л.В. Если у кого-то по нашей нынешней теме возникнут вопросы, пусть пишут: мы готовы ответить.

В.К. Что ж, надеюсь, читатели это учтут. Спасибо. До новых встреч на страницах «Правды»!

Обратная связь