Наша библиотека

01.07.2019

Спасём заводы — значит, сохраним свою социальную базу

Беседа первого секретаря Оренбургского обкома, члена ЦК КПРФ Максима АМЕЛИНА и политического обозревателя «Правды» Виктора ТРУШКОВА

 

— Максим Анатольевич, «Правда» многократно сообщала своим читателям о серьёзных акциях протеста, организуемых коммунистами Оренбургской области и направленных на защиту промышленных предприятий, над которыми нависла угроза закрытия. И этот разрушительный процесс не является спецификой Оренбуржья. Давайте для начала выясним его природу. Кто, по вашему мнению, является организатором уничтожения российской индустрии?

— Когда-то мы думали: покушаться на наши отечественные промышленные объекты могут только отъявленные внешние враги. Но после августовской буржуазной контрреволюции 1991 года в Россию пришли лихие времена вместе с новоявленными властителями. Теперь они лицемерно прикрываются шкурой белого медведя и называют себя «единороссами». Эти «пришельцы» оказались главными разрушителями нашей Родины. С их молчаливого согласия, а где-то и при активном их участии, приказали долго жить тысячи и тысячи российских промышленных гигантов.

— Это что, предприятия, которые уже отработали свой положенный срок и теперь дышат на ладан?

— В списке предприятий края, разрушенных до основания, числятся прославленные производства: Оренбургский завод резинотехнических изделий, два шёлковых комбината «Тексорен» и «Орентекс», заводы «Металлист» и холодильного оборудования, оренбургские мебельная и обувная фабрики, завод свёрл и маслозавод… В нашей области их много, построенных и процветавших в советское время и стёртых с лица земли в постсоветские годы. В газете нашего обкома КПРФ «Оренбургская правда» с конца прошлого года появилась постоянная рубрика «Из списка разрушенного». В ней рассказывается о судьбе убиенных капитализмом заводов и фабрик.

— Но какой смысл собственникам-фабрикантам, собственникам-заводчикам разрушать, как говорили в XIX веке, своё дело?

— В стране буржуазная власть, это — режим временщиков, господство безнравственных и беспринципных властителей. Они не останавливаются на «достигнутом» и, обнаглев, окончательно пытаются додушить последние производства. Те индустриальные объекты, которыми мы по праву можем гордиться, являются мощными раздражителями для нынешней «партии власти». Ведь все эти предприятия были созданы в СССР. Они надеются разрушить подчистую все свидетельства подлинного прогресса социалистического строя, примером которого для всей планеты, несмотря на все недостатки и ошибки, был Советский Союз. Правящий буржуазный класс и служащая ему власть намерены разрушить всё, что напоминает о социалистической справедливости, оставив руины не только от творений советской эпохи, но и от нашей памяти о ней. Они стараются превратить самую большую страну мира в территорию, с которой природные богатства вывозятся за кордон, а взамен внедряются «Макдоналдсы» и «Сникерсы»…

Сейчас мы являемся свидетелями явного озлобления капитала, его власти и политической обслуги, оно растёт от того, что единственный весомый противовес — коммунисты снова набирают силу. Надо всем, кто недоволен нынешним жизнеустройством в стране, понять: первым шагом на пути перемен к лучшему могут стать уже ближайшие выборы. Власть они не сменят, но силу народного недовольства режимом могут убедительно продемонстрировать. Значит, необходимо не разбазаривать свои голоса по мелочам, а отдавать единственному и главному конкуренту отечественной буржуазии — Коммунистической партии Российской Федерации. Только так можно народу уже сегодня начать создавать заслон для всевластия жадного и хищнического капитала.

— Оренбургский обком КПРФ выступает организатором акций по спасению фабрик и заводов, которые уничтожают их же владельцы. Если не вникать в суть этого процесса, то коммунисты требуют от капиталистов, чтобы они продолжали своё «дело», то есть продолжали эксплуатировать наёмных работников, пролетариат. Ситуация выглядит вроде бы странно: ведь в условиях капитализма Коммунистическая партия не выполняет организационно-хозяйственную функцию. Во-первых, в стране господствует частная собственность, во-вторых, эту функцию Компартия может выполнять лишь тогда, когда стоит у государственного руля. В нынешних условиях у КПРФ остаются только две тесно связанные между собой функции: идеологическая и организаторская. И обе они направлены на ликвидацию власти капитала. Однако мы — диалектики и…

— И поэтому, будучи выразителями интересов прежде всего рабочего класса, не можем не заботиться о его сохранении. А чтобы сохранить пролетариат, как нам завещали В.И. Ленин и И.В. Сталин, надо защитить от разрушения заводы и фабрики.

Расскажу, как мы защищали Сорочинскую птицефабрику «Родина». Её рабочие стали жаловаться на задержки с выплатой заработной платы. Но меня и удивило, и порадовало даже не это их естественное недовольство. Рабочие возмущались тем, что перестал поступать корм для птицы, отмечался массовый падёж кур. Это же означает, что они остаются советскими людьми, что их интересует не только личный карман, но и общественные проблемы. Наконец, важно то, что они пришли ко мне как к первому секретарю обкома КПРФ. В ответ на их обращение обком поднял оренбургских коммунистов на защиту предприятия. Мы выезжали на птицефабрику и видели своими глазами уставших от борьбы рабочих. Птица содержалась в условиях, сравнимых с концлагерем (холод, жижа, голод), и гибла. Коммунисты начали трубить во все концы о критической ситуации.

Региональная власть занервничала. На фабрику был вынужден приехать губернатор области. Говорят, он даже дал негласное указание: больше туда никого не впускать, в частности, ни коммунистов, ни журналистов. Однако механизм придания огласке этой беды нами был уже запущен.

В августе 2018 года коммунисты участвовали в митинге работников птицефабрики. Второй секретарь обкома КПРФ Рябов, наши товарищи Миникаев и Романенко встречались с уполномоченным по правам человека Оренбургской области, с главой Сорочинского городского округа, прокурором округа. В результате работникам частично долг по зарплате погасили, завезли корма для птицы. Чтобы руководство и фабрики, и области (а это — объект областного значения) не ограничилось полумерами, обратились за поддержкой к нашему депутату Государственной думы, члену Президиума, секретарю ЦК КПРФ Л.И. Калашникову. В состоявшемся через месяц втором митинге работников птицефабрики снова приняли участие руководители обкома и Сорочинского горкома КПРФ Миникаев, Романенко, Рябов. А к участию в ноябрьском митинге удалось привлечь и телевидение. При нашем повышенном внимании к предприятию бывший губернатор Юрий Берг также был вынужден провести встречу теперь уже с работниками птицефабрики, где дал обещание стабилизировать работу предприятия.

«Оренбургская правда» публиковала ряд материалов на эту тему и направляла запрос в Сорочинскую прокуратуру. В ответе заместителя межрайонного прокурора, советника юстиции А.Д. Адельшиной от 27 декабря 2018 года сообщалось: по результатам проверок направлено более 500 исковых заявлений на сумму около восьми миллионов рублей, в отношении руководства возбуждены административные производства. Что касается массового падежа` птицы, то, как сообщала сотрудница прокуратуры, он прекратился, комбикорм поступает в полном объёме.

— «Правда» несколько раз писала об угрозе разрушения, пожалуй, самого знаменитого предприятия региона — Южно-Уральского машиностроительного завода (ЮУМЗ), находящегося в городе Орске. Наши нештатные корреспонденты, прежде всего Ринат Ильбульдин, обращали внимание на активную работу коммунистов по организации тружеников завода на борьбу за его спасение. Расскажите об этом подробнее.

— В прошлом году этот когда-то очень большой и известный завод был подведён под процедуру банкротства. Оборудование цехов распиливали на металл и сдавали во вторчермет. Отключали отопление и свет, рабочие остались практически без зарплаты. В общем, всё как по давно расписанному сценарию, через который прошли уничтоженные нынешней властью предприятия.

В декабре прошлого года на заводе прошёл большой митинг, в котором участвовали коммунисты, в том числе руководители обкома КПРФ.

— Включая первого секретаря обкома?

— Да, я тоже был на том митинге. Плакаты красноречиво отражали нашу действительность. Явно обращал на себя внимание плакат «Вместо обещанных президентом Путиным 25 миллионов рабочих мест уничтожаются заводы и фабрики!». И снова забеспокоился губернатор. Не нравится власти, когда «поднимается шум», когда люди труда заявляют о своих требованиях. Приехал он на ЮУМЗ, но единственное, что после этого изменилось, это наладили отопление. Когда я выступал на митинге, то поставил вопрос о необходимости национализации крупнейших градообразующих промышленных предприятий, ибо это единственно реальный выход остановить деиндустриализацию России, когда один за другим огромные заводы идут под нож. А то сейчас и руководство области, и правительство лишь картинно разводят руками: мол, мы в частный сектор не вмешиваемся…

Хочу отметить, что местное отделение КПРФ поддержало рабочих. Секретарь горкома партии Владимир Гудомаров помог организовать митинг, подготовить плакаты, собрал подробный материал о положении на заводе. Это с его подачи появились публикации и в «Советской России», и в вашей газете.

Орские коммунисты помогали организовывать рабочим ряд пикетов и митингов. В газете «Оренбургская правда» и в других изданиях публиковался цикл материалов о проблемах и чаяниях заводчан. Коммунисты организовали встречу протестовавших с работниками телеканала КПРФ «Красная Линия», в результате чего был создан фильм об ЮУМЗе.

И иностранных журналистов приглашали в Орск тоже оренбургские коммунисты, в результате чего в европейской прессе появились публикации о наших бедах, о том, как «Единая Россия», ухватившись за руль власти, бесцеремонно растолкала локтями тех, кто действительно стоит на страже интересов россиян.

Здесь хочу особенно подчеркнуть, что наша борьба за сохранение этого предприятия была непосредственной борьбой, с одной стороны, за интересы рабочего класса, а с другой — за сохранение рабочего класса. Мы всячески поддерживали общественную активность заводчан. В борьбе за завод в его трудовом коллективе выявились яркие рабочие лидеры. Примером борьбы за спасение родного предприятия стала заводская семья Сидоровых, которая активно выступала и на митингах, и в СМИ.

Сегодня битва за ЮУМЗ продолжается.

А в области ещё один завод пилят на металл. Оборудование основного градообразующего предприятия посёлка Светлый — ферроникелевого завода хозяева сдают на металлолом. Современные буржуи и безразличная к судьбе страны власть живут по принципу: «Растащим по углам и личным закромам последнее народное добро, пошьём себе костюмы с отливом и… на Канары!».

— Максим Анатольевич, мне представляется полезным в порядке обмена опытом с региональным партийным активом КПРФ услышать от вас рассказ о вашем личном участии в борьбе рабочего класса Оренбуржья за свои классовые интересы. Если мы, коммунисты, всерьёз собираемся бороться за власть трудящихся, за социализм, то необходимо каждодневно работать в пролетарской среде. Вспомним, как ставил вопрос Сталин, говоря о партии коммунистов: «Её сила заключается в том, что она вбирает в себя всех лучших людей пролетариата из всех его массовых организаций. Её назначение состоит в том, чтобы объединять работу всех без исключения массовых организаций пролетариата и направлять их действия к одной цели — к цели освобождения пролетариата». Cейчас надо собирать по крупицам опыт работы партийных руководителей в пролетарской среде.

— Возьмём тот же ферроникелевый завод. О своих бедах его работники рассказали мне на встрече с избирателями. Они сообщили о том, что рабочие на этом предприятии не получали зарплату уже более трёх месяцев. При этом люди опасались, что они вовсе не получат компенсации при увольнении. «Фактически мы остались без работы, без надежды на будущее, без средств к существованию. Нам нечем оплачивать грабительскую коммуналку и не на что покупать продукты. Приходится влезать в долги, брать кредиты. А чем отдавать? Властям на нас наплевать, они думают лишь о себе и о своих карманах, а кто будет думать о нас и о наших детях?» — отчаянно, еле сдерживая слёзы, говорила одна из сотрудниц завода. Её поддержали десятки пришедших на ту встречу. По сообщению Федерации профсоюзов Оренбуржья, на ферроникелевом заводе должны отключить электроэнергию. Это означает, что шансы возобновить производство практически отсутствовали. Разочаровавшиеся в действующей власти сотрудники завода написали коллективное обращение на моё имя с просьбой помочь им получить заработную плату.

На следующий день после встречи с жителями посёлка Светлый я передал официальное письмо прокурору Оренбургской области Сергею Берижицкому с требованием вмешаться в ситуацию и не допустить нарушения трудовых прав бывших работников ферроникелевого завода.

А ведь ещё в 2014 году было принято решение о модернизации этого предприятия, и проект был включён в число приоритетных для области. Выделялись огромные инвестиции: только из областного бюджета было вложено около 100 миллионов рублей, а всего было направлено порядка одного миллиарда рублей на приобретение нового оборудования. Казалось бы, после таких вливаний предприятие должно процветать. Но всё сложилось иначе: завод практически разрушен.

Власть держит курс на максимальное уничтожение рабочего класса. У КПРФ — прямо противоположная задача. Я считаю, что принятые по настоянию фракции КПРФ в Государственной думе законы о промышленности и хозяйственном планировании сегодня имеют практическое значение именно в решении задачи сохранения рабочего класса.

— И поэтому правительство и капитал их откровенно и цинично саботируют.

— Да, поэтому. Но это лишь одно из направлений сохранения рабочего класса. А нам предстоит вести борьбу по многим векторам.

Обратная связь