Наша библиотека

08.12.2021

О поездке в Петрищево 28 ноября

Накануне 80-летия подвига Зои Космодемьянской я посадил в машину внуков Гришу и Лёву 14 и 6 лет и отправился в Петрищево почтить память юной героини Великой Отечественной. Я несу в себе с самого нежного возраста истинное благоговение перед памятью Зои и стараюсь передать его всем, кто ещё только входит в жизнь, чтобы они могли почувствовать и осмыслить то, чем жили дети Октябрьской революции, считавшие героизм обычным делом, без которого жизнь теряет смысл.

Невозможно забыть первую поездку в Петрищево с пионерлагерем в 1959 году, когда притихшие мальчишки и девчонки ходили по комнатам (трудно было называть залами комнаты избы в Петрищево, где сами стены дышали памятью о чудесной девушке, подвергавшейся зверским пыткам и остававшейся сильнее своих мучителей) и слушали рассказы экскурсовода о жизни Зои, о формировании её идеалов, видели самые обыкновенные документы и книги, ставшие бесценными реликвиями потому, что их держала в руках Зоя. Застывали в скорби у места казни Зои и представляли себе, что многие свидетели её последних слов ещё живы и могли бы поделиться своими воспоминаниями.

Невозможно также не запомнить, как я привёз в Петрищево своего племянника в позорные 90-е, когда музей Зои пришел в такую ветхость и запущенность, что туда было прямо-таки опасно входить, не рискуя провалиться через прогнившие доски пола.

Помню и многократные обращения к московским властям от имени руководства РУСО с требованием привести музей Зои в надлежащее состояние и торжество по поводу того, что Лужков наконец отреагировал на эти призывы и распорядился провести в музее капитальный ремонт. В возрождённом музее мне довелось побывать ещё дважды ⸺ в день 90-летия со дня рождения Зои 13 сентября 2013 года от имени МГК КПРФ и в день 100-летия ВЛКСМ в 2018 году вместе с целой делегацией молодежи, поездку которой в Петрищево организовало руководство Ленинского райкома КПРФ Москвы.

И вот подъезжаем к знакомому месту, миновав знаменитый памятник Зое на 86-м километре Минского шоссе. Памятник работы скульпторов В.Федорова и О.Иконникова был установлен здесь в 1957 году, и к его подножию приходили участники 6-го Всемирного Фестиваля молодежи и студентов. А въезжая в Петрищево, сразу видим ещё один памятник Зое у входа в тот самый музей, который тоже открылся в 1957 году и с тех пор стал священным местом, где постоянно вспоминали Зою люди всех поколений. Между прочим, этот памятник работы скульптора Л. Твердянской был открыт еще в 1949 году и стоял на том самом месте на 86-м километре, где теперь стоит большой памятник на гранитном пьедестале с надписью: «Зое. Бессмертной героине советского народа». Лично меня этот памятник впечатляет даже сильнее, чем скульптура Федорова и Иконникова: Зоя стоит с гордо поднятой головой, глядя прямо в глаза своим палачам, и выглядит символом непобедимости идеалов, которые были в душе всех героев-комсомольцев, в самом буквальном смысле заслонивших собой страну в суровом 41-м.

Подходим ко входу в музей. Но что это? Дверь закрыта на замок, и охранник со скучающим видом объясняет, что музея здесь больше нет, вся экспозиция перенесена в новое здание, а там тоже закрыто «по техническим причинам». И это накануне юбилейной даты подвига! Внуки растерянно смотрят: дедушка, как же это? Мы же ехали к Зое, а нас к ней не пускают! Приходится, как и в 90-е, брать на себя роль экскурсовода и рассказывать о Зое примерно так же, как я это делал в 90-е. Но тогда, хотя музей и находился в аварийном состоянии, но он был на своём месте, и пусть с трудом, но можно было найти его немногих сотрудников и все-таки попасть внутрь. А теперь? Пошлейшее сооружение из стекла и бетона никоим образом не соответствует той сакральности, которая охватывала каждого, кто приобщался к памяти Зои, посещая музей, над входом в который красовался комсомольский значок, будто сошедший с Зоиного комсомольского билета и увеличившийся в размерах. Музей превратился в место паломничества, где постоянно шел прием в пионеры и в комсомол, где регулярно проходили литературно-музыкальные композиции в память о Зое, где побывали многие тысячи, если не миллионы, людей, выносившие с собой понимание, какой ценой была достигнута Великая Победа и какие чудесные юноши и девушки отдали свои жизни за Родину. Представить себе, что стеклобетонная коробка будет играть такую же роль, совершенно невозможно. Перед калиткой, ведущей на территорию прежнего музея, присутствует объявление о том, что теперь в этом здании будет располагаться школа разведчиков. Это невозможно воспринимать иначе, чем прямое издевательство властей над памятью Зои, ведь эту самую школу как раз гораздо уместнее было бы разместить в новом здании, разведчиков там готовить несравненно лучше. Сегодняшняя власть откровенно продемонстрировала своё лицо, которое и лицом-то называть несподручно.

Но признавать, что я привёз внуков в Петрищево зря, было выше моих сил. В процессе рассказа о Зое мы побывали и у места её казни, где с одобрением обнаружили большой венок, положенный к подножию обелиска студентами МГСУ, успевшими побывать там раньше нас, и у избы Прасковьи Кулик, где Зоя провела последнюю в своей жизни ночь. Изба тоже была заперта на замок, что особенно расстроило моего младшего внука Лёву, и он все старался заглянуть в окна, чтобы увидеть, что там внутри. Изрядно продрогшие дети всё же обошли вместе со мной памятные места, где всегда было так много посетителей, а в этот воскресный день 28 ноября поток посетителей напоминал малюсенький ручеек. Но моим внукам этот день запомнится. Не может не запомниться. Ведь от них зависит, какой будет судьба страны в недалёком будущем. И наша обязанность ⸺ донести до них смысл тех событий, благодаря которым мы есть. А позорный режим, для которого Зоя является не героической дочерью, а ненавистной падчерицей, будущего не имеет и не может иметь.

 

Обратная связь