Наша библиотека

21.03.2022

Украинская Катюша

Нас на вокзале города Кременчуга встречала и провожала Катюша…

Впрочем, дорогие читатели, не будем спешить. Всему своё место. Сперва во времени перенесёмся почти на 80 лет назад.

…Наша 252-я стрелковая дивизия в составе 53-й армии генерала Манагарова двадцать третьего августа освободила от фашистов Харьков. Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина все воины получили благодарность. Дивизия же была удостоена почётного наименования «Харьковская» и награждена орденом Красного Знамени.

Впереди Полтавщина. Мы стремительно шли в направлении чуть южнее Кременчуга. В конце сентября сорок третьего года освободили село Кобелячек и казацкое селение Колиберда. Вышли к Днепру и в ночь на первое октября под бешеным огнём противника форсировали реку, захватив «пятачок» на её правом берегу…

Итак, к битве за Днепр я потом ещё вернусь, а теперь перенесёмся на добрые тридцать пять лет вперёд. На месте нашего форсирования Днепра в шестидесятых годах прошлого столетия комсомольско-молодёжные бригады Советского Союза возвели город Комсомольск. В нескольких километрах от него был построен крупнейший горно-металлургический комбинат.

И вот нас, однополчан, членов Совета ветеранов войны дивизии, учреждённого в Москве, секретарь Комсомольского горкома Коммунистической партии Украины Попов осенью 1978 года пригласил на встречу, посвящённую тридцатипятилетию форсирования Днепра.

Как я уже сказал, на вокзале Кременчуга нас встречала Катюша — Катерина Васильевна Цехла. Она, молодая, красивая, улыбающаяся, держала высоко поднятый деревянный транспарант, на котором значился номер нашей дивизии — 252.

— Здравствуйте, дорогие друзья, — сказала девушка. — Я ваша комсомольская вожатая — Катерина. Все вы отныне снова комсомольцы.

— Катюша! Наша Катюша! — выпалил кто-то из нас.

И мы дружно грянули: «Выходила на берег Катюша, на высокий берег, на крутой…»

Песня эта на все одиннадцать (!) встреч в Комсомольске стала своеобразным паролем. Мы всякий раз её пели и в автобусах, и на улицах города, и проплывая по батюшке-Днепру.

А тогда, разместившись в двух автобусах, через тридцать минут въехали в красивый город, названный строителями Комсомольском, как и на Амуре, далёком от Днепра. Остановились и вышли из автобусов в самом центре нового города.

— Теперь, дорогие друзья, размещайтесь в гостинице, — сказала Катюша. — Завтра утром намечено возложение венков, зелёной гирлянды и цветов к могилам ваших однополчан, погибших на Днепре.

После той торжественной церемонии мы во второй половине дня собрались у памятника близ реки. Здесь, на площади, также собрались, наверное, почти все жители Комсомольска. С волнующими речами выступили руководители города, директор комбината и ветераны дивизии.

На следующий день Катюша знакомила нас со своим городом. Затем мы в тех же автобусах направились в расположенную неподалёку Колиберду.

— На гранитных берегах Днепра подле этого селения, — рассказывала Катюша, — была возведена канатная переправа. Начальником переправы был командир противотанкового дивизиона майор Виктор Артёмович Пичугин. Он с нами. И вы сами можете попросить его рассказать, как работала тогда канатная переправа.

Четвёртый день нашего пребывания в Комсомольске был посвящён не менее важному событию. Мы на тех же автобусах перебрались по кременчугскому мосту на правый берег Днепра и очутились в Кировоградской области, в большом селении Онуфриевка. На окраине этого селения красовалась доска с надписью: «Остановись, путник! Поклонись всем сердцем юноше, которому вечно пятнадцать. За твою мечту, за твоё безоблачное детство 23 ноября 1943 года на этом месте, при освобождении Онуфриевки, повторив подвиг Александра Матросова, отдал свою жизнь Анатолий Комар».

Как же взволнованно рассказывала нам Катюша о юном герое! Оказывается, ещё четырнадцатилетним он бежал из дома на фронт и помог разведчикам дивизии проникнуть в нужное им место в тылу противника. А потом упросил разведчиков взять его в роту. Толя им сказал: «Хочу бить фашистов!» И бил.

Но позднее случилась беда — неравный бой. Спасая своих наставников, Толя Комар бросился к пулемёту противника, кинул гранату, выводя из строя огневую точку, и героически погиб. Анатолий Комар был посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени. Его имя присвоено одной из местных школ. И в Мурманском морском пароходстве на борту одного из теплоходов появилось имя Анатолия Комара.

Здесь я должен ещё раз повторить: однополчане дивизии одиннадцать раз приглашались в Комсомольск. Однако с годами нас становилось всё меньше и меньше. В две тысячи тринадцатом году по приглашению головы города Сергея Андреевича Супруна приехали из Харькова и Москвы соответственно Иван Павлович Терещенко и ваш покорный слуга — автор этих строк.

Нас встречала на вокзале Кременчуга всё та же неувядающая Катюша — Катерина Васильевна Цехла. Пишу имя без буквы «е», потому что так принято на братской Украине.

Вот уж воистину...

Нас всё меньше и меньше —

Уходят друзья-ветераны. —

То ли сердце болит,

То ль болят наши старые

раны.

А снаряды всё ближе,

Всё ближе и ближе ложатся,

Нет окопа, где можно б

К земле от осколков

прижаться;

Нет товарища-друга,

С которым в атаку ходили

И с которым в землянке

По-братски краюху делили;

Нет комбата, который

Укажет к победе дорогу,

Нет любимой, которая

Встретит, как мать,

у порога...

Нас всё меньше и меньше.

И на фронтовую поверку

Не пришёл мой товарищ —

И солнце зенитное меркнет.

И тревога в груди.

Обесценены наши награды.

Нам не так уже много,

Не так уж и многое надо,

Лишь жила бы страна,

Лишь бы внуки любили

Отчизну,

За которую мы

Не жалели здоровья и жизни,

И которую мы

Поднимали из пепла и пыли,

И которую мы

Пуще жизни на свете любили,

И которую мы

Не позволим отринуть

в забвенье,

И верны мы ей будем

До последнего сердцебиенья.

Перед нашим отъездом и прощанием Катюша подарила нам вышитые ею тонкие полотна с красивыми цветами и узорами. Сверху на них значилось: «Вересень 1943 р. А снизу — Вересень 2013 р. Комсомольск-на-Днепре. Катюша».

А потом? Потом наша Катюша звонила по телефону и спрашивала о житье-бытье. Звонил и я этому милому человеку.

Однажды Катерина Васильевна сообщила мне: «Комсомольска у нас уже нет. Президент Украины распорядился переименовать город. Теперь мы зовёмся городом Горишне Плавни».

В голосе нашей Катюши звучала горечь. Горько и мне было слышать такое.

Да, до чего же горько, друзья! Лучше ещё раз напомнить, что нас снова и снова на вокзале Кременчуга встречала Катюша...

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Этот берущий за душу очерк мы публикуем в канун знаменательной даты: 23 марта его автору Игорю Григорьевичу Гребцову исполняется 99 лет. Сердечно поздравляем нашего выдающегося товарища и друга, который уже многие годы остаётся верным «Правде». Фронтовик Великой Отечественной, член ВКП(б) — КПСС — КПРФ с 1942 года, ставший коммунистом в разгар битвы за Сталинград, участник Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения стран Восточной Европы, он и сегодня остаётся в боевом строю. Публикации члена Союза писателей и Союза журналистов России Игоря Гребцова по-прежнему радуют читателей нашей газеты.

Спасибо за всё, дорогой побратим! Здоровья, вдохновения и творческого долголетия!

Обратная связь