Наша библиотека

16.09.2025

К 125-летию советского авиаконструктора Семёна Лавочкина

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Семен Алексеевич Лавочкин — это имя знакомо мне с детства. Я жил рядом с улицей его имени, у нас в школе был его музей. Как председатель Совета дружины, я мог позвонить нашим «шефам» из НПО им. С.А. Лавочкина, где стоял памятник его Ла-5. Однажды к нам приезжал знаменитый лётчик Иван Кожедуб, подаривший нашему музею свою фотографию на фоне Ла-7.

Сегодня Лавочкину исполнилось бы 125 лет.

Родился он в Смоленске. В 1917 году Семен окончил с золотой медалью Курскую гимназию. Но «Октябрь перевернул всю мою жизнь, — вспоминал он впоследствии, — выбор между тем, чтобы стать актером или юристом, показался мне мелким, и по призыву большевиков в 1918 году я ушел добровольцем в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». «Кажется, коммунистом я был всегда, хотя в партию вступил лишь в 1953», — напишет он в одной из статей.

В армии он и найдет свой путь — путь инженера. По путевке комсомола после демобилизации в 1920 г. он поступил в МВТУ (знаменитую Бауманку), где и «заболел» авиацией.

В 1939-м в Химках был основан авиационный завод №301 (ныне НПО им. Лавочкина), где родился истребитель ЛаГГ-3 с дальностью полёта 1000 км, созданный Лавочкиным в соавторстве с коллегами Гудковым и Горбуновым. За эту работу Лавочкин получил служебное звание — главный конструктор по самолётостроению.

В дальнейшем, уже самостоятельно, Лавочкин создал лучшие отечественные истребители времён Второй Мировой войны — целое семейство истребителей «Ла» (ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7). С 1941 по 1945 годы в СССР с конвейеров сошли 22,5 тысячи истребителей конструкции Лавочкина. Иными словами, каждый третий советский истребитель того времени был «лавочкинский». На Ла-5 в 1943 году открыл боевой счёт трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб. Именно на этом самолёте он сбил 45 самолётов противника.

На Ла-5 воевали и другие лётчики-асы — Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Алексей Маресьев. «Внимание! В воздухе Ла-5!» — предупреждали немецких летчиков в эфире во время Сталинградской битвы.

Одним из лучших самолётов-истребителей во Второй мировой войне стал Ла-7, принятый на вооружение весной 1944 года, ставший ещё быстрее и опаснее для противника. Про Ла-7 герой Иван Кожедуб вспоминал так:
«На Ла-7 я не боялся вступать в бой с любым количеством самолетов противника и побеждал. Были случаи, когда мы парой «лавочкиных» вели бой против 40 вражеских самолетов и одерживали победу».
По своим боевым качествам Ла-7 превосходил лучшие поршневые истребители Германии, Англии и США.

После войны работа продолжалась:

Его Ла-11 стал кошмаром для американских летчиков во время Корейской войны.
Ла-176 был первым в мире самолётом, преодолевшим скорость звука.
А его Ла-190 впервые превысил скорость звука уже в горизонтальном полёте.
Ла-250 — дальний сверхзвуковой истребитель-ракетоносец, первый в мире истребитель-перехватчик с ракетами «воздух-воздух» и системой наведения.

Но не только самолётостроением прославился Семен Алексеевич — именно он спроектировал первые зенитные комплексы (С-25) — система ПВО «Беркут», знаменитое защитное «кольцо» вокруг Москвы, появившееся в 1955 г.

Ракеты конструкции С. А. Лавочкина находились на боевом дежурстве до начала 80-х годов (это были ЗУР-«217М» и ЗУР-«218»).

Под его руководством была создана первая в мире сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета «Буря».

Стоял Лавочкин и у истоков разработки БПЛА: в 1950–1954 гг. он разработал первый в СССР беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти 40 лет – до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных разведывательных беспилотников).

К сожалению, ушел Семен Алексеевич рано — 9 июня 1960 года от последствий острой сердечной недостаточности при испытании системы ПВО «Даль».

Из воспоминаний о Семене Алексеевиче запомнился его девиз: «Спорьте со мной! Я еще не уверен, что абсолютно прав…».

Обратная связь