Наша библиотека

26.09.2018

Экономические ведомства в плену неолиберализма

В настоящее время российская экономика переживает, мягко говоря, далеко не лучшие времена. Данный фактор сказывает на уровне благосостояния народа, на перспективах нашей страны. Это весьма тревожно, особенно на фоне усиления внешнеполитического давления на России, требующего наличия высокоразвитой индустриальной базы.

При создавшихся обстоятельствах растёт понимание в обществе необходимости смены модели общественного развития. В противном случае наша экономика будет продолжать носить периферийный характер, а народ находится на грани выживания. Однако представители исполнительной власти весьма своеобразно понимают суть острых экономических проблем. По крайней мере, интервью главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева газете «Коммерсантъ» прямо свидетельствует об этом.

Так, главный российский антимонопольщик охарактеризовал экономику России как «полуфеодальную». На каком основании сделан соответствующий вывод? Видите ли, в нашем народном хозяйстве «конкуренцией не пахнет». Словом, они пытаются доказать, что первопричина проблемы в доминировании крупных финансово-производственных объединений. А если бы на рынке господствовало множество мелких фирм, то тогда что? Была бы «тишь, гладь да божья благодать»? Как говорится, «свежо преданье, а верится с трудом».

Не следует забывать, что развитие научно-технического прогресса, образования новых отраслей экономики неизбежно вело к концентрации производства. Возникли новые виды машин, новые сферы производственной деятельности, которые не могло освоить множество разрозненных мелких участников хозяйственной деятельности. Соответственно, время домонополистического капитализма осталось в истории. Недаром основу современной экономики составляют крупные финансово – производственные объединения ( «Сименс» в Германии, «Дженерал моторз» и «Хьюс» в США, южнокорейские чеболи и японские кэйрэцу).

Проблема заключается в другом – во всевластии частного капитала. Ведь узкая кучка олигархии не заинтересована ни в модернизации экономики, ни в прекращении грабежа трудящихся. Также напомним, что современные социально-экономические задачи, стоящие перед Россией, носят долгосрочный характер и требуют колоссальных инвестиционных затрат. Способен ли частный бизнес освоить крупнозатратные проекты? Конечно, нет. Поэтому ключевую роль в экономике должно играть государство. Причём речь идёт о государстве трудового народа, а не об олигархическом государстве. Если сохранится последнее, то стране будет ни холодно, ни жарко.

Вернёмся, однако, к интервью руководителя ФАС. Что же предлагает бывший «яблочник» в качестве решения затронутой им проблемы? Как он видит пути перестройки экономики на современный лад? Так, из уст Артемьева раздаются слова о необходимости перестройки работы государственных компаний и естественных монополий. Более того, он полагает, что во многих случаях их надо разделять.

Фактически содержится призыв к повторению либеральных экспериментов, аналогичных тем, что были предприняты «реформаторами» в прошлом. Чубайсовская команда сулила обществу снижение тарифов на электроэнергию, модернизацию энергетических мощностей в случае раздробления РАО ЕЭС. Подобные «сладкие обещания» звучали из уст инициаторов приватизации ЖКХ. И что в итоге? Рост техногенных катастроф, рост тарифов, отсутствие централизованного игрока, ставящего долгосрочные задачи развития, наличие разрозненных активов, стремящихся к стихийной консолидации, — вот подлинные результаты рыночных экспериментов. И нам предлагают в очередной раз наступить на те же самые грабли? Какой смысл пробовать яд, зная, что он смертелен?

Словом, ни в коем случае нельзя дробить государственные компании. Тем более, что данные структуры даже государственными нельзя охарактеризовать. Ведь менеджмент подобных фирм действует самостоятельно, игнорируя задачи, поставленные правительством. А это, в свою очередь, результат того, что государство, находясь в плену иллюзий о чудодейственности невидимой руки рынка, отпустило в свободное плавание даже подконтрольные ему предприятия. Поэтому надо ставить вопрос о воссоздании системы государственного планирования экономического развития. Такой шаг, несомненно, позволит навести порядок в деятельности государственных монополий, ставить им конкретные задачи и спрашивать с них результаты реализации разработанных программ.

Михаил Чистый

Обратная связь