Наша библиотека

25.05.2020

Россия и Африка: восстановление старой дружбы

25 мая мир отметил День освобождения Африки. По решению Организации Объединенных Наций этот праздник был введен в честь первой конференции правительств африканских государств, состоявшейся 25 мая 1963 года в Аддис-Абебе и положившей начало созданию Организации Африканского Единства (ОАЕ). Россию и Африканский континент, несмотря на географическую отдаленность, климатические и прочие различия, связывают даже не десятилетия, а столетия прочных политических, экономических и культурных связей. Советский Союз имеет ко Дню освобождения Африки самое непосредственное отношение, поскольку на протяжении всего своего существования отстаивал право африканских народов на обретение политической независимости.

Советский Союз в Африке

За несколько послевоенных десятилетий советское государство оказало бесценную экономическую, культурную, политическую поддержку многим странам Африканского континента. Целый ряд африканских государств получал от Советского Союза военную помощь во время борьбы за независимость и вооруженных противостояний с проамериканскими повстанцами или агрессивными соседними государствами. В Анголе, Эфиопии, Египте, Мозамбике и других странах Африки в разное время работали советские военные советники, несли службу военные специалисты — генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и старшины, солдаты и матросы Советской Армии и Военно-Морского Флота. Следует отметить, что и до Октябрьской революции, до появления советского государства, Российская империя проявляла интерес к Африканскому континенту. В частности, именно Российская империя была единственной европейской державой, в полной мере выступавшей за политическую независимость Эфиопии и оказывавшей Эфиопии ощутимую дипломатическую и военную поддержку. Некоторые российские офицеры отправились добровольцами в Эфиопию и внесли огромный вклад в организацию вооруженных сил страны, повышение уровня их подготовки.

Пожалуй, наиболее насыщенными сотрудничеством с африканскими странами в отечественной истории были три десятилетия — 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Именно в это время Советский Союз установил контакты с большинством африканских государств, оказывая им помощь в строительстве промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, образовательных и медицинских учреждений. Целый ряд африканских государств в разное время, под влиянием СССР, декларировал приверженность социалистическому курсу. Среди стран социалистической ориентации на Африканском континенте отметились Алжир, Египет, Ливия, Бенин, Гвинея, Мали, Эфиопия, Сомали, Мадагаскар, Конго и многие другие государства.

Особенно тесные отношения связывали Советский Союз с бывшими португальскими колониями. Португалия дольше всех других европейских государств стремилась сохранить статус колониальной державы, что вызвало кровопролитные освободительные войны в ее основных африканских колониях — Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау. Во всех перечисленных странах антиколониальные движения действовали при непосредственной материальной и консультативной помощи Советского Союза. Партизаны из португалоязычных стран Африки проходили военную подготовку на территории СССР. Когда португалоязычные колонии все же обрели независимость, воспользовавшись произошедшей в метрополии «революцией гвоздик», им пришлось столкнуться с гражданскими войнами, развязанными проамериканскими вооруженными группировками, которые стремились не допустить перехода этих стран в лагерь социалистической ориентации. Наиболее кровопролитная война развернулась в Анголе. На помощь ангольским социалистам из МПЛА (Ангольской партии труда) были направлены советские и кубинские военные советники и специалисты. За 15 лет — с 1975 по 1991 гг. — в Анголе побывало, по меньшей мере, 10 985 военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. Некоторые из них отдали свои жизни в интересах победы просоветских сил в далекой Анголе.

Распад Советского Союза в 1991 г. повлек за собой колоссальное фиаско постсоветской российской внешней политики. В девяностые годы Россия потеряла большинство вчерашних союзников, утратила важные торгово-экономические, культурные и военные связи со многими странами мира. Военно-политическое и экономическое присутствие России на Африканском континенте в 1990-е гг. фактически оказалось свернутым. То, что можно было назвать в этот период «африканской политикой» России, ни в какое сравнение не шло по своей масштабности с предыдущими десятилетиями российско-африканских связей. Отказ от социалистической идеологии в самой России повлек за собой идеологические перемены и в большинстве некогда просоветских стран Африканского континента. Увидев, что прежний главный партнер от своей роли отказался и погрузился в решение собственных проблем, африканские государства бросились выживать по принципу «кто как может». В социалистической Эфиопии было свергнуто правительство Менгисту Хайле Мариама, а сам «красный диктатор» бежал в Зимбабве и нашел приют у бескомпромиссного противника колониализма Роберта Мугабе. В других африканских странах политические лидеры предпочли плавно сменить социалистическую ориентацию на строительство рыночной демократии и переориентировались на сотрудничество с Соединенными Штатами Америки и бывшими колониальными метрополиями — Великобританией, Францией, Испанией, Италией, Португалией. В 2000-е гг. сильно активизировал присутствие на «Черном континенте» Китай, начавший первые попытки проникновения в Африку еще в 1960-е — 1970-е гг., действуя тогда через утверждение маоизма как идеологии отдельных военно-политических организаций, сражающихся против колонизаторов. Многократно возросла активность на Африканском континенте и исламских организаций, за которыми стоят Саудовская Аравия и другие «нефтяные монархии» Персидского залива. На этом фоне отсутствие внятной внешнеполитической линии России в Африке в 1990-е — 2000-е гг. представляется непростительным упущением для страны, претендующей на статус державы мирового уровня, к тому же обладавшей очень мощным влиянием на континенте еще каких-то лет двадцать пять — тридцать тому назад.

Как отметил в интервью экономист и политолог Жюльен Веркей, африканская политика у современного российского государства фактически отсутствует. Единственные российские субъекты, пытающиеся следовать собственным стратегическим линиям на Африканском континенте, представлены несколькими российскими компаниями, у которых присутствуют экономические интересы в отдельных африканских странах. Жюльен Веркей считает, что России было бы глупо отказываться от тех перспектив, которые открывает перед ней Африканский континент, тем более, что для возможности использования африканских ресурсов у Российской Федерации как наследника Советского Союза есть все практические и даже моральные основания. Другое дело, что в современном мире, где идеологические соображения отходят на второй план, более важное значение приобретает конкретика — что может дать Россия африканским странам, выгодно ли сотрудничество с ними для самой России, сможет ли Россия выдержать конкуренцию с американскими, европейскими и китайскими компаниями в Африке.

Ливия снова хочет сотрудничать

До того, как страны Ближнего Востока и Северной Африки сотрясла пресловутая «Арабская весна», Российская Федерация имела достаточно развитые и прочные экономические связи с Ливийской Джамахирией. Кстати, именно Советский Союз стал первым государством, признавшим Ливийскую революцию и Ливийскую Арабскую Республику. Революция произошла 1 сентября 1969 г., а 4 сентября 1969 г. СССР официально признал республиканский ливийский режим. Связи Ливии с Советским Союзом развивались по всем направлениям. В 1976, 1981 и 1985 гг. лидер Ливии полковник Муаммар аль-Каддафи побывал с официальными визитами в Советском Союзе. Муаммар аль-Каддафи был одним из немногих африканских лидеров, встречавшихся с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. 16-17 апреля 2008 г. Владимир Путин совершил официальный визит в Ливию, во время которого была подписана Декларация об укреплении дружбы и развитии сотрудничества. 30 июля — 1 августа 2008 гг. в Москве с официальным визитом находился премьер-министр ливийского правительства Махмуди. 31 октября — 2 ноября 2008 г., впервые за 23 года, прошедшие со времени начала перестройки и рыночных преобразований в СССР и России, Москву с официальным визитом посетил лидер Ливийской революции Муаммар Каддафи. В результате российско-ливийских переговоров было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. После визитов Путина в Ливию и Каддафи в Россию, произошедших в 2008 г., экономическое сотрудничество двух государств, ослабшее после распада СССР, стало заново набирать обороты. Так, в апреле 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» подписало контракт на 2,2 млрд. евро о строительстве 550-километровой железнодорожной линии, которая должна была связать города Сирт и Бенгази.

С началом Арабской весны Россия заняла формально нейтральную позицию, но фактически осуждала действия антикаддафистской оппозиции и, особенно, вмешательство в конфликт США и стран Западной Европы. В российских средствах массовой информации выходили многочисленные материалы в поддержку Каддафи и его борьбы против американского империализма и империалистических сателлитов в самой Ливии. После гражданской войны и трагической гибели Муаммара Каддафи — одного из наиболее выдающихся и самобытных политиков современности, первоначально российско-ливийские отношения были практически свернуты. Ситуация стала меняться в 2015 году. По прошествии времени, когда стало ясно, что утвердившийся в Ливии новый режим — единственный политический субъект в этой стране, с которым можно вести серьезный диалог на тему возобновления экономических отношений, Россия решила вернуться в Ливию.

В феврале 2015 г. Абдалла Абдуррахман ат-Тани — премьер-министр ливийского правительства — подчеркнул, что Ливия не возражает против возвращения российского бизнеса и может только приветствовать восстановление экономических связей двух государств и их выход на довоенный уровень. Ливийский премьер ат-Тани стал и частым гостем в России. В начале февраля 2015 г. он прибыл в Москву для обсуждения поставок российского вооружения в Ливию и обучения ливийских военных с помощью российских инструкторов. Спустя два месяца, в апреле 2015 г., ат-Тани вновь прибыл в российскую столицу. В этот раз темой для обсуждения было сотрудничество двух государств в экономической сфере. Решено продолжить железнодорожное строительство и разведку нефтяных месторождений в Ливии, в соответствии с договорами, которые заключались семь лет назад, в 2008 г., еще при режиме Муаммара Каддафи. Помимо экономического сотрудничества, во время визита ат-Тани в Москву обсуждались и вопросы безопасности, в том числе борьбы с международным терроризмом, активизировавшимся и на территории Ливии. Так что вполне вероятно, что двусторонние отношения России и Ливии в обозримом будущем смогут выйти на прежний уровень.

По идее, после свержения режима Каддафи ливийское правительство никоим образом не должно было демонстрировать стремление к сотрудничеству с Россией — ведь Россия до последнего открыто симпатизировала борьбе Муаммара и его соратников, а оппозиция пользовалась поддержкой США и Западной Европы. Но поворот «лицом к России» в 2015 гг. совершила не только Ливия, но и другие страны Ближнего Востока и Северной Африки, в которых прежние политические режимы пали в процессе массовых выступлений «Арабской весны». Секрет этого поворота достаточно прост — США не заинтересованы в стабилизации политической ситуации в арабских странах и их укреплении как развитых в экономическом отношении государств. Именно поэтому основное внимание при поддержке оппозиционных сил во время «Арабской весны» Соединенные Штаты уделяли деструктивным силам, прежде всего — религиозным фанатикам. Своей целью США ставило отнюдь не демократизацию политического режима в Ливии или том же Египте, а полную дестабилизацию политической ситуации в этих странах. Когда новое ливийское руководство осознало эти планы Вашингтона, у него не осталось иного варианта, как вновь обратить взор на Россию, помятуя о многолетней истории военно-политического и экономического сотрудничества двух государств. Кроме того, Запад предлагает куда более грабительские и кабальные условия экономического сотрудничества, что делает Россию более выгодным партнером в развитии бизнеса и каких-либо совместных проектах по строительству промышленной и транспортной инфраструктуры.

Фельдмаршал ас-Сиси взял курс на Россию?

Одним из важнейших государств Африканского континента, одновременно играющим одну из ключевых ролей в арабском мире, является Египет. С Египтом Российская Федерация также возобновила активное сотрудничество в 2015 г. В феврале 2015 г. официальный визит в Египет нанес Президент Российской Федерации Владимир Путин. Девятого мая 2015 г., в день семидесятилетия Великой Победы, в Москву на праздничный парад прибыл глава египетского государства фельдмаршал Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси. Таким образом, президент Египта стал одним из немногих первых лиц мира, решившихся, несмотря на давление со стороны США и Западной Европы, прибыть в столицу России для участия в праздничных торжествах. Сам по себе этот поступок призван демонстрировать серьезные намерения нынешнего египетского руководства в развитии двусторонних связей. Здесь следует отметить, что Россия имеет длительную и достаточно сложную историю взаимоотношений с Египтом. Когда в 1952 г. в Египте произошла антимонархическая революция и к власти пришли националистически настроенные офицеры, Советский Союз также приветствовал политические перемены в стране.

В 1950-е — 1960-е гг., пока Египтом руководил Гамаль Абдель Насер, страна оставалась важнейшим военно-политическим и экономическим партнером Советского Союза на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Советский Союз оказывал непосредственную военную помощь Египту во время арабо-израильских войн, обеспечивал подготовку специалистов для вооруженных сил страны, присылал своих военных советников и специалистов. Одним из наиболее известных примеров советской помощи Египту стало строительство Асуанской плотины. Разумеется, Гамаль Абдель Насер, провозглашая курс на социалистическую ориентацию, преследовал собственные интересы и отнюдь не собирался следовать марксистско-ленинской теории — в арабских странах марксизм вообще не прижился в качестве формы государственной идеологии. Однако Насер, понимая, что лишь помощь Советского Союза позволяет Египту оставаться независимым от давления западных держав, сохранял лояльность СССР и в 1964 г. даже получил высшую в Советском Союзе награду — Золотую звезду Героя Советского Союза (это награждение встретило неоднозначную реакцию в советском обществе). После смерти Насера пришедший к власти в Египте Анвар Садат свернул советско-египетское сотрудничество и переориентировался на США.

Спустя 45 лет Египет вновь вернулся к стратегии сотрудничества с Россией. Как подтвердила практика, Соединенные Штаты Америки ради собственных геополитических и экономических интересов готовы поступиться чем угодно, в том числе и многолетней лояльностью политических лидеров других стран. Типичный пример — история свержения Хосни Мубарака, который долгое время считался одним из наиболее лояльных по отношению к США политиков на Ближнем Востоке. Американские спецслужбы сделали ставку на радикальных фундаменталистов, игравших важную роль в «Арабской весне». Приход к власти генерала ас-Сиси стал ответом египетской армии, традиционно игравшей важную роль в политической жизни страны и выступавшей гарантом «светскости» египетского государства, на возможность установления фундаменталистской диктатуры и связанный с этим риск хаотизации страны.

Египетским военным удалось навести относительный порядок в стране, после чего правительство ас-Сиси в поисках новых стратегических партнеров обратилось к идее возрождения былых дружеских отношений с Россией. Идею «возвращения к России» поддержали и дети Гамаля Абделя Насера. В частности, Хаким Абдель Насер приветствовал приход генерала ас-Сиси к власти, подчеркнув, что «после победы над режимом «Братьев-мусульман» Египет вновь вернулся в объятия народа и своих сыновей. Мы вновь стали самими собой. По этому поводу хочу особо отметить, что мы никогда не забываем о наших российских друзьях. Мы высоко ценим позицию российского народа и российского руководства по отношению к Революции 30 июня. Наша страна столкнулась с клеветой и попытками фальсификации фактов со стороны администрации США и их союзников — «Братьев-мусульман», пытавшихся представить Революцию 30 июня как банальный военный переворот. Но если эти люди не понимают Египта — то это их проблемы. Для нас важнее, что наши друзья нас понимают. И мы никогда не забудем ту роль, которую сыграл Советский Союз в поддержке нашей страны в прошлом» (Дети Гамаля Абдель Насера о своем отце, Египте и победе над Братьями // http://ria.ru).

На состоявшемся в Каире 25 мая 2015 г. российско-египетском деловом форуме побывал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, который обратил внимание средств массовой информации на оптимистичные перспективы российско-египетского сотрудничества в экономической сфере. В частности, Россия и Египет собираются сотрудничать в сфере высоких технологий, в том числе создавать совместные предприятия инновационного производства. Кроме того, Российская Федерация и Египет, как отметил министр, имеют общие интересы в сфере авиастроения, транспортного машиностроения, энергетической промышленности. Растет объем российских инвестиций в египетскую экономику.

Развитие отношений с Тропической Африкой

2014 и 2015 годы отметились и возрождением экономических и политических связей Российской Федерации с государствами Тропической Африки. Толчком к дальнейшему развитию двусторонних отношений с целым рядом африканских государств стала позиция африканских стран относительно событий на Украине. Африканские страны не были столь категоричны, как многие государства Восточной Европы, превратившиеся в сателлитов США, не имеющих права собственного голоса. Конечно, те африканские страны, которые прямо или косвенно поддержали позиции России, рассчитывают на свой профит в случае дальнейшего углубления конфликта между Россией и Западом. Во-первых, санкции Запада в отношении России и ответные санкции РФ на ввоз западной продукции играют на руку африканским производителям — ведь Россия в поисках других партнеров обратит внимание на Африку, прежде всего на ее возможности в обеспечении потребностей продовольственного рынка. Во-вторых, в контексте конфликта России и Запада африканские государства рассчитывают приобрести у России крупные партии вооружения. Египет и Ливия уже заявляли о возможных перспективах закупок вооружения у Российской Федерации. Тем более, США и страны Западной Европы фактически отказались поставлять оружие для нужд египетских и ливийских вооруженных сил, предпочитая снабжать вооружением экстремистские группировки фундаменталистов, действующие по всей Северной Африке и Ближнему Востоку.

На состоявшейся сессии Панафриканского парламента выступил бывший президент Ганы Джерри Ролингс. «Железный Джерри» — человек, на Африканском континенте уважаемый и считающийся одним из немногих честных политиков — идеалистов. В свое время он тщетно пытался произвести в Гане социалистические преобразования — молодой лейтенант военно-воздушных сил верил в идеалы социальной справедливости и даже будучи президентом не стеснялся ходить в повседневном комбинезоне летчика ганских ВВС. Так вот, Джерри Ролингс официально заявил о поддержке российской позиции в отношении Крыма. В кулуарной беседе присоединение Крыма к России, последовавшее за свободным волеизъявлением крымского населения в пользу вхождения в состав России, поддержал и президент Уганды Йовери Мусевени — также бывший революционер, партизан и талантливый руководитель. Кстати, Йовери Мусевени не так давно побывал с визитом в Москве, где были заключены соглашения об участии России в модернизации хлопковой промышленности Уганды, строительстве многоквартирных жилых домов в столице страны Кампале, геологической разведке месторождений и добыче золота, олова и хрома на территории Уганды. Поэтому добрые слова угандийского лидера в адрес России имеют под собой и экономическое обоснование. С другой стороны, африканцы прекрасно помнят «чудеса демократии» эпохи колониализма и как никто другой знают цену американским, английским, французским, немецким и прочим «поборникам прав человека».

В 2015 г. Россия продолжила курс на укрепление двусторонних отношений с Южно-Африканской Республикой. Отметим, что Советский Союз дипломатических отношений с ЮАР не имел. О каком-либо сотрудничестве с ЮАР, пока у власти там находились белые националисты и действовал режим апартеида, не могло быть и речи. После того, как власть в стране была передана Африканскому национальному конгрессу, началось развитие двусторонних отношений. Лидеры чернокожего населения ЮАР прекрасно осведомлены о колоссальной роли СССР в обеспечении смены режима в стране и прихода к власти Африканского национального конгресса. Длительное время Советский Союз оказывал военную помощь Африканскому национальному конгрессу, а также поддерживал африканские национально-освободительные движения в соседних с ЮАР Намибии и Южной Родезии. Дипломатические отношения между Россией и ЮАР были установлены в 1992 г. В настоящее время ЮАР является стратегическим партнером России по БРИКС и демонстрирует в последние годы солидарность с Российской Федерацией по многим вопросам внешней политики. В частности, ЮАР поддерживает позицию РФ по Сирии. Хотя по вопросу о Крыме руководство ЮАР открыто не выражало поддержки действиям России, в то же время присутствие Джейкоба Зумы — президента страны на параде в Москве 9 мая 2015 г. наглядно свидетельствует о том, что ЮАР придерживается курса на продолжение взаимодействия с Россией, несмотря на критику со стороны США и Западной Европы.

Другим почетным гостем из Африки на параде Победы 9 мая 2015 г. был президент Зимбабве Роберт Мугабе. В отличие от многих других стран Африки, симпатизирующих России, но предпочитающих не оглашать открыто свою позицию по вопросу о Крыме, Зимбабве с самого начала полностью поддержала действия России, пошедшей навстречу решению референдума и включившей Крым в состав российского государства. 27 марта 2014 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН Зимбабве поддержало позицию Российской Федерации по крымскому вопросу. В середине декабря 2014 г. в Крыму с официальным визитом побывал министр окружающей среды, водных ресурсов и климата Зимбабве Сэйвиор Касукувере. Он заявил, что зимбабвийцы поддерживают и уважают выбор крымского народа и готовы поделиться с Россией опытом, накопленным за время четырнадцатилетнего проживания под санкциями Запада. Когда на визит господина Касукувере в Крым последовала ожидаемая негативная реакция со стороны киевских властей, посол Зимбабве в Российской Федерации Бонифес Гува Бритто Чидьяусику заявил, что рассматривает приезд зимбабвийского министра в Крым как визит в Россию, поскольку видит Крым частью России. Соответственно, по мнению посла Зимбабве, Украина не имеет никаких оснований возмущаться приездом министра в Крым, как и не имела бы оснований возмущаться его приездом в Россию или любое другое государство мира. Зимбабвийский дипломат подчеркнул, что при всем уважении к государственному суверенитету Украины, Зимбабве обладает собственным видением крымского вопроса и имеет, как суверенное государство, полное право на отдельную позицию по важнейшим геополитическим проблемам современности. 10 мая 2015 г. с Владимиром Путиным встретился побывавший на параде Победы в Москве президент Зимбабве Роберт Мугабе. 91-летний патриарх африканской политики, один из немногих остающихся в живых легендарных деятелей национально-освободительного движения (до провозглашения независимости Мугабе руководил «маоистским» движением ЗАНУ, выражающим интересы народа шона и ориентированным на сотрудничество с Китаем и КНДР), вспомнил добрым словом Россию и Китай, которые внесли огромный вклад в обретение Зимбабве политической независимости в 1980 году.

Экономические интересы России в Зимбабве лежат, в первую очередь, в плоскости добычи полезных ископаемых. Несмотря на бедность населения и катастрофические масштабы инфляции, Зимбабве — очень богатая природными ресурсами страна. Ее бедственное положение является следствием санкций, введенных против режима Мугабе в ответ на национализацию земель белых плантаторов и последовавшие проявления жестокости зимбабвийских националистов в отношении жителей страны европейского происхождения. Тем не менее, к 2013-2014 гг. экономическая ситуация в Зимбабве несколько стабилизировалась, по крайней мере Роберт Мугабе до сих пор пользуется поддержкой основной части населения страны, о чем свидетельствуют результаты выборов (они в Зимбабве проводятся и отнюдь не являются «липовыми»). 20 сентября 2014 г. в Зимбабве побывал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, который принял участие в открытии проекта «Дарвендейл» — крупнейшего в мировой истории проекта по добыче платины. Помимо добычи платины, Россию интересует в Зимбабве добыча золота и алмазов, энергетическая промышленность, сбыт в стране российской сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, основу продукции, экспортируемой из Зимбабве в Россию, составляет табак (до 98% экспорта), в меньшей степени — фрукты. Учитывая введение санкций, вполне вероятно, что Зимбабве и Россия увеличат объемы торговли, в том числе продуктами питания.

Трагические события на Украине с самого начала приковали к себе взгляды людей, проживающих за многие тысячи километров от Крыма, Донбасса и Киева. Ангола долгое время была одним из важнейших союзников СССР в Африке южнее экватора. Бывшая португальская колония добилась своей политической независимости благодаря советской военной помощи. СССР снабжал оружием партизанские подразделения, осуществлял подготовку ангольских патриотов на своей территории. После провозглашения независимости именно СССР, а также союзник СССР Куба, оказывали непосредственную военную помощь, в том числе советниками и специалистами, ангольскому революционному правительству, воевавшему против повстанцев оппозиционной организации УНИТА. В 1990-е годы, после распада Советского Союза, Россия значительно снизила поставки вооружения в Анголу, однако новый союзник образовался у антиправительственной организации УНИТА. Снабжать УНИТА оружием стала … Украина. Украинские военные специалисты принимали в качестве советников и наемников участие в боевых действиях УНИТА против правительственных войск. Поэтому у многих ангольцев, осведомленных о роли России и Украины во внутриангольском конфликте, симпатии явно не на стороне Киева .

Симпатизирует России в вопросе о принадлежности Крыма и значительная часть граждан Мозамбика. Как и Ангола, Мозамбик был до 1975 г. португальской колонией. Политическая независимость Мозамбика, завоеванная в боях партизанами из ФРЕЛИМО, также была получена не без поддержки Советского Союза. В Мозамбике до сих пор помнят роль СССР в достижении политической независимости страны, а поскольку Россия воспринимается как наследник Советского Союза, то симпатии к СССР переносятся и на Российскую Федерацию. При голосовании в ООН по вопросу о территориальной целостности Украины представители Мозамбика предпочли воздержаться. Это объясняется тем, что уровень экономических связей Мозамбика с Россией на сегодня не столь высок, чтобы рисковать разрывом отношений с Западом. В то же время, историческая память не позволила Мозамбику проголосовать против России по вопросу о принадлежности Крымского полуострова.

Перспективы взаимовыгодного сотрудничества

Развитие экономических и военно-политических контактов с африканскими странами предстает для современной России стратегической необходимостью. Несмотря на то, что африканские государства в настоящее время представляют собой, в большинстве, слаборазвитые и проблемные страны, нестабильные в политическом отношении, с нищим населением и множеством социальных проблем и противоречий, богатейшие природные ресурсы Африканского континента делают его крайне привлекательным для иностранных компаний. США, Европа, Китай — все эти страны в настоящее время активно присутствуют на африканских рынках, оказывая не только экономическое, но и политическое влияние на страны «Черного континента». Возвращение России в экономическую сферу африканских государств подразумевает углубление российско-африканского сотрудничества в сфере экспорта и импорта промышленных товаров и продовольствия, инвестиций в развитие африканских экономик, общее участие в повышении политической и культурной самостоятельности Африканского континента, участие в повышении обороноспособности африканских государств и их потенциала в борьбе с международным терроризмом.

В военно-политическом отношении сотрудничество Российской Федерации с африканскими государствами также обеспечивает защиту национальных интересов России в этом регионе. Во-первых, Россия заинтересована в нераспространении и подавлении религиозного экстремизма, сторонники которого активизировались по всей Северной Африке, в Мали, Нигерии, Сомали, Кении. Религиозные экстремисты едва ли не открыто поддерживаются Соединенными Штатами и их сателлитами, в том числе «нефтяными монархиями» Персидского залива. Во-вторых, Россия заинтересована в стабильных партнерах, а экономическая стабильность в современном мире тесно взаимосвязана с политической стабильностью. Для африканских государств, с их сложной трайбальной структурой, внутренними противоречиями элит, нищетой широких слоев населения, сохранение политической стабильности предстает весьма сложной задачей и военно-политическое сотрудничество с Россией может сыграть для многих африканских государств очень важную роль в обеспечении национальной безопасности и политического порядка. Наконец, военно-политическое сотрудничество позволяет «развернуть» африканские страны лицом к России, переориентировать их с американо-европейского на российское направление. Эта схема успешно работала в советское время, когда в нескольких странах Африки стояли российские военные базы, находились группы российских военных советников, а африканские курсанты обучались в российских военных училищах и академиях. Тем самым, закладывались основы пророссийской ориентации африканских военных элит, а военные в Африке, как известно, играют очень большую роль в политической жизни.

Отказ России от активного взаимодействия со странами Африки в 1990-е годы подорвал ее позиции на континенте и нанес колоссальный урон экономической и политической мощи российского государства. Радует, что в последние годы наблюдается пересмотр самих основ российско-африканских отношений. Взаимоотношения Российской Федерации с африканскими государствами признаются приоритетными, происходит отказ от утвердившегося в 1990-е годы с подачи либералов-западников отношения к Африканскому континенту как к периферийному для российской внешней политики региону мира. В свою очередь, африканские государства все чаще посматривают в сторону России, поскольку стремятся найти противовес американскому и европейскому влиянию на континенте. Между позициями Российской Федерации и многих африканских стран существуют значительные точки соприкосновения. Серьезные противоречия, характерные для взаимоотношений с теми же странами Прибалтики, бывшими социалистическими государствами Восточной Европы, у России и африканских государств практически отсутствуют. Россия всегда воспринималась в Африке как оплот борьбы за независимость и самоопределение, оказавший большинству стран континента колоссальную помощь в годы борьбы с колониализмом и становления постколониальной государственности.

Автор — Илья Полонский

Обратная связь