Новости и события

14.10.2018

Для чего создан Коммунистический союз молодёжи

Знаменитые ленинские «Апрельские тезисы», в которых вождь призывал пролетариат перевести буржуазно-демократическую революцию в социалистическую, так как для этого сложились благоприятные условия, гигантски ускорили политическую поляризацию в России. В бурный политический водоворот не могла не вовлечься и рабочая молодёжь. Юные большевики Василий Алексеев, Пётр Смородин, Иван Скоринко, Елизавета Пылаева, Оскар Рывкин и их товарищи создавали на Путиловском и других заводах Петрограда большевистские молодёжные ячейки. Но за умы и сердца юных пролетариев вступили в схватку и кадеты, и эсеро-меньшевистские социал-соглашатели. Их сверхзадача была очевидной: оторвать рабочую молодёжь от большевиков. Политическая схватка на этом поле становилась всё ожесточённее.

В ИСТОРИЮ Великой Октябрьской социалистической революции и Коммунистического союза молодёжи прочно вписано имя рабочего Путиловского завода Василия Алексеева. В большевистскую партию он вступил в 16 лет, ещё в 1912 году. Во многих исторических исследованиях, посвящённых ВЛКСМ, именно его называют первым среди организаторов комсомола. В Петрограде он был безусловно самым признанным вожаком рабочей молодёжи. Он возглавлял созданный по его инициативе и при его активном участии петроградский Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Алексеев был и среди организаторов созыва I съезда организаций рабочей и крестьянской молодёжи. Но на историческом съезде, принявшем решение о создании РКСМ, его не было: дела не позволили выехать из Петрограда. В это время 22-летний путиловец был… заместителем председателя Петроградского окружного совета народных судей. Кстати, должность выборная.

В жёсткое противостояние с политическими лицемерами, стремившимися отлучить молодёжь от политической борьбы, Василию Алексееву пришлось вступить за полтора года до съезда. Тогда его классовых противников олицетворял Пётр Шевцов.

27-летний воронежец, приехавший в столицу по настоянию отца учиться в Военно-медицинской академии, но покинувший её, так как не вынес занятий в анатомическом театре, Февральскую революцию встретил репортёром бульварной «Маленькой газеты». Не так давно он был поклонником Столыпина, а теперь его кумиром стал Керенский: по воспоминаниям современников, он даже старался подражать Александру Фёдоровичу в походке. Идея стать пастырем юных рабочих душ Шевцову сразу понравилась. От имени немногочисленного собрания молодых рабочих одного из петроградских районов он взялся написать листовку. На следующий день участники собрания удивились, узнав из листовки, что они создали организацию «Труд и свет».

Надо признать, работал Шевцов с удивительным рвением, сочинил обширную программу деятельности и усердно стремился её выполнять. Об этом свидетельствует уже то, что «Труд и свет» собрал под своё голубое знамя несколько тысяч молодых фабрично-заводских питерцев. На их попытки сказать о необходимости участвовать в политической борьбе Шевцов неизменно отвечал: «Царизм свергнут, капитализм рушится, пусть наши матери и отцы доведут борьбу до победы, а дело молодых — не политикой заниматься, а стремиться к свету культуры». Усердие способного демагога оценили его классовые хозяева. Принц Ольденбургский предоставил одно из своих зданий на Каменноостровском проспекте для собраний «Труда и света». «Нефтяной король России» Нобель выделил довольно крупную сумму на имя Шевцова «для нужд молодёжи».

Василий Алексеев одним из первых понял политическую сущность «Труда и света». Он огорчённо говорил товарищам: «Куда мы только смотрели, раззявы. Ведь прошляпили этого хлыща Шевцова». Примечательно, что он по-большевистски направлял острие критики на собственные недоработки, а не на то, что противник, защищая свои классовые интересы, ведёт с большевиками непримиримую борьбу: на то он и противник.

Часть членов ССРМ, поняв, куда клонит Шевцов, стала покидать его организацию. Алексеев убедил товарищей вернуться в «Труд и свет» и сам вошёл в её ряды: предстояло разрушить организацию изнутри. Между тем в подготовленном Шевцовым манифесте уже не скрывалась соглашательская сущность его детища. «В завоёванной свободной жизни, — писал он, — нам необходимо стать наряду с другими также организованными. Но организованными не партийно, а на началах братства и просвещения».

Утверждение манифеста Шевцов назначил на один из дней работы VI съезда РСДРП(б), рассчитывая, что Алексеев, будучи делегатом большевистского съезда, на его собрание не придёт. Но просчитался. После доклада социал-соглашателя слово взял большевик Алексеев. Закончив детальный критический разбор манифеста, устава и доклада Шевцова, Василий внёс предложение распустить «Труд и свет» как не отвечающий насущным интересам молодёжи. Его поддержало подавляющее большинство делегатов. Это был крах Шевцова. Вскоре непризнанный «вождь молодёжи» покинул Петроград. Алексеев же вернулся на съезд партии, чтобы продолжить дискуссии о целях и характере союзов молодёжи уже там: в этот день как раз обсуждалась резолюция «О союзах молодёжи».

Впрочем, шевцовщина ещё долго давала себя знать в молодёжном движении. Об этом свидетельствуют и протоколы I съезда организаций рабочей и крестьянской молодёжи.

31 октября на четвёртом, утреннем заседании съезд обсуждал доклад о Программе Союза. Его сделал один из руководителей московского Союза рабочей молодёжи «III Интернационал» 16-летний Лазарь Шацкин, большевик уже с годичным партийным стажем. Вероятно, самый интересный момент в его докладе — характеристика политических платформ, которые имеют своих сторонников в союзах рабочей и крестьянской молодёжи. О шевцовщине докладчик не вспоминал, тем более что, в отличие от Петрограда, Москвы она коснулась мало, но сохранение её следов в молодёжных союзах можно было заметить.

Впрочем, давайте обратимся к тексту протокола, излагающего этот доклад:

«Считаю необходимым более подробно осветить вопрос о политической платформе нашего Союза. Возможны три политические платформы: «социалистическая», предполагающая допущение в наши ряды социалистов всех толков, платформа «III Интернационал», не говорящая ясно о коммунистической сущности нашего Союза и несколько расплывчатая, и коммунистическая платформа.

Первая для нас абсолютно неприемлема. «Социалистическая» платформа допускает в Союз и правые элементы. Но нам пускать в свои организации, в свою крепость врагов рабочего класса, а следовательно, и наших врагов, по меньшей мере неразумно. Деятельность право-социалист[ической] интеллигентской молодёжи… не принесёт… заметной пользы. Скорее наоборот. Ибо политические убеждения человека сказываются во всех его действиях.

Платформа «III Интернационал» устарела, и московский Союз отказался от неё…

Мы должны стоять на определённой коммунистической платформе, если мы хотим быть политической организацией. Если нам вообще политическая физиономия нужна, а это бесспорно, то, кроме коммунизма, у нас, конечно, программы нет и быть не может».

До чего же был прав В.И. Ленин, когда отмечал, что за месяцы революции сознание масс вырастает быстрее, чем за десятилетия относительно мирного бытия. Это справедливо и в отношении отдельных личностей, если они по сути своей революционеры, а не социал-соглашатели.

Позиция докладчика в качестве оценки получила не только аплодисменты делегатов, но и решительное отторжение обывательщины и мещанства в комсомольской жизни:

«Голубев (Кинешма): Наш путь — путь беспощадной борьбы. А противниками руководят два чувства: соглашательство и классовые предрассудки. Но в нашей партии не может быть классовых предрассудков.

Петров (Городец, Нижегородская губ.): Дело в составе Союза. Во всякой организации могут быть предатели, могут они быть и в Коммунистическом Союзе. Поэтому должно делать строгий отбор членов Союза и за этим следить.

Мицкевич (Москва): Задача нашего Союза — не устраивание вечеринок, а проведение в жизнь определённой политической программы.

Новиков (Москва): Если товарищи идут в наш Союз, они знают, что идут к серьёзной работе. Я скажу: долой танцульки, пусть будет налажена политическая работа, и тогда все скажут: да здравствует Коммунистический Союз Молодёжи!»

I съезд комсомола принял Программу РКСМ, поручив редакционной комиссии осуществить стилистическую доводку. Полный текст Программы был опубликован 3 декабря 1918 года в журнале «Юный пролетарий» №5. Она открывалась преамбулой, в которой заявлялось, что «Союз, являясь в целях проявления самодеятельности молодёжи вполне независимой организацией, в своей революционной работе солидарен с Российской коммунистической партией (большевиков)… Работая рука об руку с другими рабочими организациями, вместе с ними идти к торжеству коммунизма — такова тактика Российского Коммунистического Союза Молодёжи».

Следующий за введением первый раздел Программы комсомола определял «Цели Союза». Они были сформулированы так чётко и кратко, что с них впору брать пример современным составителям программных политических документов. Читаем:

«Российский Коммунистический Союз Молодёжи ставит целью:

1) Широкую пропаганду идей коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи.

2) Активное участие молодёжи в революционном строительстве Советской России и новых форм жизни.

3) Распространение среди рабочей и крестьянской молодёжи основ пролетарского мировоззрения и культуры и создание из неё стойких, сознательных борцов за идеалы пролетариата.

4) Защиту правовых и экономических интересов молодёжи.

5) Пропаганду среди трудящейся молодёжи всех стран идеи диктатуры пролетариата и создание Коммунистического Интернационала Молодёжи».

Эти цели удивительно актуальны и для сегодняшнего комсомола. После некоторой корректировки (Россия сейчас не Советская, комсомольцам предстоит быть в авангарде её возвращения на дорогу Советовластия) их можно смело включать в сегодняшние документы. Особенно важно подчёркивать революционность Ленинского комсомола.

Автор: Виктор ТРУШКОВ.

Обратная связь